Профилактика заикания

Предупреждение заикания должно осуществляться по линии как общественно-профилактических, так и индивидуально-профилактических мероприятий. Решение первой задачи обеспечивается у нас развернутой сетью профилактических и лечебных учреждений квалифицированной и бесплатной врачебной помощью, охраной матери и детства, оздоровлением труда и быта населения и т. д. К профилактическим мероприятиям относился и существующая у нас рациональная постановка воспитания и обучения которая должна выработать у подрастающего поколения сильную устойчивую нервную систему. Эти мероприятия, проводимые только врачами, педагогами и родителями, предупреждают появление и развитие у детей всяких нервных заболеваний, в том числе и заикания.

Особенно важна организация лечения заикания, с одной стороны путем лечения устраняются примеры для подражания, с другой – своевременное и раннее лечение заикания предупреждает развитие тяжелых логопатии в более позднем возрасте.

У персонала яслей, детских садов и домов, школ, особенно в младших классах, не должно быть никаких дефектов речи.

В целях профилактики заикания, как и других логопатий, врачи и логопеды должны распространять основные сведения о логопатиях и о борьбе с ними среди персонала яслей и детских садов, школьных педагогов, а также среди родителей и вообще среди населения.

Что касается мер в области индивидуальной профилактики заикания, то здесь нужно опять-таки иметь в виду, что дети, начинающие говорить, нуждаются в особо бережном отношении и внимательном наблюдении. Грубый окрик, угроза наказанием, неосторожная шутка и т. д. иногда вызывают у ребенка бурную судорожную реакцию, в результате которой может начаться заикание. Особенно неуместны всякие волнующие и «страшные» рассказы, которые могут вызвать сновидение с аффектом страха. Точно так же особенно неуместны всякие ссоры в семье в присутствии ребенка, так как подобного рода сцены волнуют ребенка.

Очень важно, чтобы ребенок всегда слышал правильную речь. Если у ребенка наблюдается быстрая и торопливая речь, то это должно быть своевременно исправлено в целях профилактики заикания. Основным средством для исправления торопливой речи служит подражание. Ребенок должен слышать правильную и замедленную речь, тогда и он в силу подражания будет говорить замедленно. Необходимо, чтобы процесс усвоения замедленной речи был незаметным для ребенка и протекал без всякого принуждения.

Никогда не следует утомлять ребенка речью. Случается, что родители и близкие, восхищаясь болтливостью ребенка, заставляют его много говорить, чем перегружают его еще неокрепшую речь, создавая перенапряжение речевых нервных процессов и опасность их нарушения.

Для правильного речевого развития большое значение имеет чтение несложных стихов и пение. Ходьба под музыку с одновременно и в такт произносимыми словами вырабатывают у ребенка четкость речевых движений и их согласованность с движениями тела, что также служит целям развития правильной речи и предохранения от ее нарушений.

Дети, только что перенесшие инфекционное заболевание, должны особенно строго соблюдать режим, предупреждающий речевое переутомление, которое для них особенно опасно. При аденоидных и полипозных разрастаниях и связанных с ними затруднениях дыхания

у ребенка возможны ночные страхи, в результате которых иногда возникает заикание. Поэтому в таких случаях надо своевременно обращаться к ларингологу.

Индивидуальная профилактика заикания может быть достаточно эффективна лишь тогда, когда наряду с устранением всех моментов, вредно влияющих на речь ребенка, правильно проводится его физическое воспитание.

В школе педагог должен требовать от своих учеников спокойного, неторопливого ответа и отчетливого произношения и должен сам показывать пример четкой и выразительной речи.