Профилактика детских неврозов

Еще большее значение, чем лечение, имеет профилактика детских неврозов. Значение ее возрастает и еще вследствие того, что, предупреждая развитие неврозов в детском возрасте, она одновременно является предупреждением неврозов взрослого человека.

Естественно, что профилактика неврозов детского возраста состоит из воздействий на внешнюю среду — устранение раздражителей, вызывающих перенапряжение нервных процессов ребенка и мероприятий, направленных на укрепление этих процессов.

Профилактические мероприятия в отношении детских неврозов начинают с первых месяцев внеутробной жизни ребенка. Правильная профилактика состоит в строгом соблюдении режима питания и сна. Ребенок должен питаться в определенные часы. Если он проснулся и наступил час приема пищи, не следует откладывать кормление, ибо ожидание его вызывает у ребенка перенапряжение торможения.

Соответственный возрасту ребенка режим сна является обязательным условием нормального отдыха и восстановления нервных процессов младенца.

Ребенок первых месяцев жизни проводит во сне почти все свободное от приема пищи время. Постепенно количество часов сна уменьшается, трехмесячный ребенок должен спать 10—12 часов ночью и четыре раза днем по 1/2—1 часа; 4—6-месячный ребенок спит днем 2 раза. Годовалый ребенок должен спать 14—15 часов, пятилетний — 13—14, семилетний — 10—12 часов. В 10-летнем возрасте сон должен равняться 10 часам.

Н. И. Красногорский показал, что уменьшение количества сна на 2 часа вызывает у детей нарушения высшей нервной деятельности.

Следует помнить, что потребность во сне имеет индивидуальные колебания, в связи с чем некоторые дети должны спать несколько дольше. В то же время всякая ломка динамического стереотипа является трудной задачей для высшей нервной деятельности вообще и тем более для неокрепшей нервной системы ребенка. Поэтому не следует менять укрепившийся динамический стереотип, нарушать привычный для ребенка режим сна. Соблюдение режима питания и сна является также первой мерой укрепления, тренировки нервных процессов.

Позже тренировка торможения создается выработкой элементарного навыка опрятности — умения тормозить выполнение физиологических потребностей.

Ребенок должен иметь интересные для него игрушки, ибо они способствуют развитию его анализаторной деятельности и общей активности. В то же время не следует перегружать его изобилием игрушек, так как это ведет к угашению ориентировочного рефлекса, к постоянному исканию новизны и капризам ребенка.

Резкие звуки, крики, как пугающие ребенка сверхсильные раздражители, должны быть удалены из окружающей среды, хотя ребенок должен привыкать спать и отдыхать при наличии слабых и умеренных по силе раздражителей. Выработанная привычка спать в условиях полной тишины может создать перенапряжение нервных процессов при вынужденном изменении обстановки.

Дальнейшая профилактика детских неврозов состоит в правильном воспитании и создании благоприятных семейных условий. Распад семьи, уход одного из родителей создает нередко, если не всегда, непосильную для нервной системы ребенка трудность и вызывает развитие неврозов.

Такое же значение имеют ссоры, скандалы, взаимное недовольство между членами семьи. Необходимо исключить их не только из взаимоотношений между родителями ребенка, но и из отношений всех окружающих его людей.

Большое значение поэтому имеет борьба с алкоголизмом, являющимся основной причиной неблагоприятных бытовых условий, ссор, иногда драк, что способствует развитию неврозов у детей, воспитывающихся в таких условиях.

Воспитание ребенка должно быть ровным, он должен твердо усвоить понятия «нельзя» и «можно», причем необходимо постоянство в соблюдении этих требований со стороны воспитателей. То запрещение, то разрешение ребенку одного и того же поступка вызывает столкновение противоположных нервных процессов и может привести к возникновению невроза.

Слишком суровое воспитание, многочисленные ограничения и запреты сохраняют у ребенка пассивно оборонительную установку, способствуя развитию боязливости и неинициативности, излишнее баловство — ослабляет процесс торможения.

Воспитание должно выработать у ребенка правильный, соответствующий требованиям социальной среды, динамический стереотип поведения: отсутствие эгоизма и эгоцентризма, чувство товарищества, умение считаться с окружающими людьми, чувство долга, любви к родине, а также развить у него широкий круг интересов.

Этой цели легче достигнуть, воспитывая ребенка в коллективе — в детском саду, чем в индивидуальной семье, особенно при наличии в ней одного ребенка, что невольно делает его средоточием всех интересов и забот родных.

Фантазия является естественным свойством и потребностью ребенка; поэтому полностью исключить из его воспитания сказки и фантастические рассказы нельзя. Следует лишь ограничить их количество, соразмерить его с типологическими особенностями ребенка и чередовать с рассказами реалистического содержания, знакомящими с окружающим его миром. Чем впечатлительней ребенок, чем больше развито у него воображение, тем более нуждается он в ограничении количества передаваемых ему сказок. Сказки со страшным, пугающим детей, содержанием вообще допускаться не должны. Детям не следует разрешать смотреть телевизионные передачи для взрослых.

Развитие обеих сигнальных систем у ребенка должно идти равномерно. Большое значение в этом отношении имеют подвижные игры, ручной труд, гимнастика, спортивные упражнения (санки, коньки, лыжи, мяч, волейбол, купанье и т. д.).

Пребывание детей на свежем воздухе является необходимым условием укрепления их здоровья. Не следует забывать, что солнечные ванны для маленьких и возбудимых детей противопоказаны и их следует заменять воздушными ваннами, пребыванием не на солнце, а в тени.

Большую роль в профилактике детских неврозов играет предупреждение инфекционных заболеваний, ослабляющих высшую нервную деятельность и тем способствующих возникновению невротических детских заболеваний.

В школьные годы профилактика детских неврозов состоит, помимо уже сказанного, в устранении перенапряжения нервной системы ребенка учебными занятиями. Нервная система детей различна, их способности к учению также. Если для одного ребенка не составляет труда хорошо учиться в школе, участвовать в различных кружках, заниматься музыкой и т. д., для более слабого такая нагрузка оказывается непосильной.

Общее количество учебной работы для каждого ребенка должно быть строго индивидуализировано, чтобы не превосходить его силы.

Большая профилактическая работа лежит в этом отношении на школьных врачах.

Профилактика неврозов периода полового созревания состоит в совместном обучении и правильном освещении детям вопросов половой жизни.

Привычка видеть в детях другого пола товарищей по учению и играм препятствует возникновению преждевременного и нездорового любопытства. Своевременное ознакомление детей с вопросами половой жизни освобождает их от многих тревожных переживаний, опасений и необходимости решения непосильных для них вопросов.

При обнаружении у детей в пубертатном периоде черт мыслительного типа — склонности к анализу, резонерству, углублению в философские проблемы — следует включать их в физическую деятельность и регулярные спортивные занятия.

Профилактическое направление советской медицины не может остановиться на достигнутом этапе в борьбе с неврозами детского и зрелого периода жизни. Неврозы в Советском Союзе все еще существуют, напоминая о необходимости их полной ликвидации.

Немалое значение в развитии неврозов имеют пережитки капиталистического прошлого — алкоголизм, враждебность в отношениях, ссоры, иногда распад семьи, — устранение которых зависит от повышения общего идеологического и культурного уровня населения и от пропаганды медицинских знаний.

В развитии неврозов может иметь некоторое значение быстрое изменение условий современной жизни, рост технического прогресса, который требует от организации человека большой пластичности, развития новых форм приспособления к новым условиям жизни и деятельности. Стоит только вспомнить, какой скачок сделало человечество за последние 100 лет хотя бы в вопросе средств передвижения — от дилижанса и русской тройки до самолетов со скоростью, превышающей скорость звука. Естественно, что эволюция организма может несколько отстать от быстроты изменений внешней среды, вследствие чего уравновешивание организма со средой может нарушаться.

Поэтому профилактическое направление требует как изучения меняющихся условий среды и ее воздействий, так и углубленного изучения и понимания самого организма и особенно физиологии высшего органа приспособления его к этой среде — головного мозга.

Громадные возможности в понимании этой деятельности открывает эксперимент. Изучение здорового и патологического состояния нервной системы человека при помощи специально поставленных экспериментов, специально разработанных приемов исследования открывает самые интимные механизмы и законы нормальной высшей нервной деятельности и ее патологических изменений.

Отдавая должное достижениям клинической медицины великий физиолог и гуманист И. П. Павлов писал: «Только пройдя через огонь эксперимента, вся медицина станет тем, чем быть должна, то есть сознательной, а следовательно, всегда и вполне целесообразно действующей».