Обследование заикающихся

Обследование заикающихся проводится врачом и логопедом.

При установлении анамнеза, наряду с обычными сведениями необходимо выяснить, когда появились первые признаки заикания, с какими обстоятельствами связывается в семье появление заикания у ребенка? Каково было отношение окружающих к появившемуся дефекту? Произошли ли изменения в характере и поведении ребенка после появлении заикания и какие? Отмечалось ли усиление заикания в школе и с каких классов (возраст), в чем оно выражалось? Боялся ли говорить? Когда появились сопутствующие движения, в чем они выражались? Мешало ли и в какой степени заикание учебе в школе или в вузе? Если преждевременно оставил школу или ВУЗ, то почему? Какую избрал профессию? Мешало ли и мешает ли заикание в производственной работе, на службе, в быту? Как этот дефект отражался и отражается на настроении и поведении заикающегося? Какие стал применять приемы для того, чтобы скрыть свое заикание или преодолеть его?

Особенно полно, конечно, надо исследовать состояние центральной нервной системы, состояние речи и особенности высшей нервной деятельности лечащегося.

Должно быть отмечено отношение заикающегося к своей речи, его эмоциональное состояние перед речью или во время речи, склонность к реактивным образованиям в связи с отношением окружающих. Фиксирует ли внимание на своей речи? Имеется ли страх речи и при каких условиях он проявляется?

При каких обстоятельствах сильнее заикается и при каких меньше заикается или совсем не заикается? Как говорит в семье, с товарищами, со знакомыми, с незнакомыми, с преподавателями, с начальством и др.? Заикается ли наедине, избегает ли речи, имеются ли особенно трудные звуки и слова, применяются ли уловки и какие, пользуется ли лишними и ненужными («сорными») звуками и словами, чтобы облегчить речь или скрыть свое заикание? Применяет ли для этого другие приемы и какие?

Состояние речи исследуется, примерно, по следующие схеме: Спонтанная речь. Отраженная речь. Шепотная речь. Ритмическая речь. Чтение. Пение. Темп речи. Артикуляция. Голос. Дыхание во время речи. Сопутствующие движения.

Для полного изучения заикающегося может потребоваться и обследование его семейно-бытовых условий, что особенно важно в отношении заикающихся детей.