Лечение заикания

Заикание не есть изолированный феномен, касающийся только речедвигательной функции, а представляет собой невроз, захватывающий в своем развитии всю деятельность организма, как единого целого. Поэтому лечение заикания должно осуществляться путем комплексного воздействия на речь, личность и общее состояние здоровья лечащегося.

В работе над речью заикающегося у него добиваются замедленной, плавной и слитной речи (но не монотонной и не певучей). При замедленном произнесении слов устанавливается нужный ритм и правильная согласованность речедвигательных, голосовых и артикуляционных движений, посредством чего устраняются моторные механизмы заикания. Для содействия ритмизации процессов корковых речевых механизмов и их координации имеет большое положительное значение лечебная ритмика.

С целью необходимого перевоспитания личности заикающегося применяется разъяснительная и активирующая психотерапия, имеющая задачей выработать у лечащегося навыки говорить без страха речи. Таким путем работы над речью и воздействия на личность заикающегося у него постепенно вырабатываются новые, нормализующие речь условные нервные связи с устранением функциональных больных пунктов коры и с угасанием патологических условных рефлексов, образовавшихся в прежнем опыте. Конечно, эта задача не легка как для психотерапевтов, так и для лечащегося, но осуществима.

Работа по перевоспитанию личности проводится преимущественно в подростковом, юношеском и более позднем возрасте, когда у заикающегося накапливаются указанные выше психогенные наслоения с реактивными сдвигами характера, формирующие сложный невроз; в дошкольном и раннем школьном возрасте, когда психогенных наслоений еще сравнительно мало, преобладают приемы работы над речью.

В остром периоде возникшего заикания преимущественное значение имеет речевой отдых.

Заикающиеся — как дети, так и взрослые — при лечении объединяются в группы, составляющие единый коллектив лечащихся.

В своем лечебном коллективе заикающиеся не стесняются друг друга, что особенно важно для подростков и взрослых. Они освобождаются здесь от страха речи, находят взаимное полное и нужное понимание, взаимную помощь в работе над речью и над собой и ободряющую поддержку. Таким образом, при лечении заикания в условиях группы создается среда, способствующая своими влияниями успехам лечения.

Лечение заикания надо начинать в самом начале развития невроза, в преддошкольном и дошкольном возрасте. Однако лечить заикание, конечно, никогда не бывает поздно. Сроки лечения точно определять нельзя, так как они зависят от тяжести и давности страдания, от отношения заикающегося к лечению, от окружения, в котором он живет и т. д. Лечение заикания требует терпения, выдержки и настойчивости со стороны лечащегося и его близких, так как заикание обычно скоро не проходит, особенно при большой его давности.

Работа над речью заикающегося проводится у нас логопедами. Содержание речевого материала на занятиях должно быть понятным и интересным для лечащегося и воспитывать новые условные рефлексы на всесторонние раздражители окружающей среды. Условнорефлекторная деятельность коры зависит и от общего состояния здоровья лечащегося. Поэтому в лечебной работе с заикающимися во всех периодах обязательное участие принимает врач. Врач руководит работой логопедического кабинета или отделения поликлиники, проводит психотерапевтические беседы на групповых занятиях, принимает больных и назначает нужное лечение, выступает на конференциях лечащихся и т. д. Лечащимся, как детям, так и взрослым, предписывается режим, необходимый вообще при невротических состояниях.

Совместная работа врача и логопеда — основной принцип советско логопедии. При лечении заикания, помимо общеукрепляющих средств, применяются бромиды по павловскому принципу — чем слабее нервная деятельность, тем меньшие дозы брома требуются; кальций который оказывает тормозящее действие, и который показан при вегетативных нарушениях (особенно применим в этих случаях глюконат кальция); весьма полезны физиотерапевтические процедуры поднимающие тонус нервной системы.

Если врач хочет начать работу в области лечения заикания и если нет логопеда, в контакте с которым он мог бы работать, то при лечении юношей и взрослых врач может взять на себя функции логопеда.

Понятно, что предварительно он должен подготовиться и практически усвоить приемы речевой ортопедии при заикании, где главным образом требуется замедленная речь.

В работе с дошкольниками и школьниками участие учителя логопеда обязательно. При лечении заикания у дошкольников необходима связь логопеда и врача с семьей, а у школьников — и со школой

В начальном периоде невроза следует все старания направить к тому, чтобы ребенок не заметил наступившего у него расстройства речи. Не следует говорить ему или при нем об этом расстройстве. Заболевшего ребенка необходимо временно изолировать и позаботиться о том, чтобы он меньше говорил. Надо создать около него спокойную обстановку и такие условия, чтобы он слышал только спокойную и замедленную речь. Ребенок путем подражения также начинает говорить замедленно и спокойно, без судорог, и начавшееся заикание может скоро исчезнуть.

Если в начальных периодах заикания лечение основывается главным образом на пассивном подражании заикающегося ребенка замедленной речи, то и в следующем периоде, когда заикание уже зафиксировалось, следует использовать ту же замедленную речь. Дети усваивают ее теперь путем совместного с руководителем произнесения (сопряженная или содружественная речь) и путем повторения за ним слов и фраз (отраженная речь). Начиная лечение в указанном периоде, с сопряженной и отраженной речи постепенно переходят к повторению заученных слов и фраз, к чтению наизусть несложных и доступных детям стихов, к несложным рассказам, к вопросам и ответам и, наконец, к спонтанной речи. Особенно полезны при этом ритмические занятия и пение. Занятия проводятся в детских группах. Заученные и произносимые без заикания слова и фразы путем замыкательной деятельности коры связываются с всесторонними раздражителями окружающей дошкольника среды (по лото, картинкам, во время бесед, инсценировок, игр, экскурсий и др.) Благодаря этому в речи дошкольников при общении их с окружающими начинают действовать выработавшиеся у них условные рефлексы с произнесением слов без заикания.

Ввиду преобладания у детей первой сигнальной системы над второй, наглядность при занятиях с ними имеет первенствующее значение.

При занятиях со школьниками надо воспитывать у них, пользуясь методом той же замедленной речи, новые условные рефлексы (речь без заикания) на раздражители, с которыми они постоянно имеют депо. На логопедических занятиях очень полезно выслушивать ответы школьников по заданным им урокам, с соблюдением ими всех правил речи. Отвечая потом этот урок в классе, лечащийся школьник уже будет пользоваться теперь приобретенными им на логопедических занятиях положительными условными связями, которые закрепляются таким путем и на окружающую среду. При лечении заикания у школьников очень полезны декламация, небольшие инсценировки, хоровое пение и т. д. Следует оберегать заикающегося школьника от всех травмирующих его речь влияний.

В основу лечения заикания в подростковом, юношеском и более позднем возрасте должно быть положено не только собственно речевое лечение, но здесь особо важное значение приобретает активирующая психотерапия для выработки у заикающего спокойного и уверенного поведения и устранения болезненного страха речи. Здесь особенно важны занятия в условиях коллектива лечащихся, так как в этих условиях у заикающегося вырабатываются стойкие навыки — новые условные нервные связи — говорить не заикаясь в обстановке коллектива; эти навыки по закону условного рефлекса сохраняются затем и при широком общении лечащегося с окружающими.

Индивидуальный подход безусловно необходим при групповом лечении заикающихся, как и при всяком лечении. Каждый случай заикания, конечно, имеет свои особенности, которые и надо учитывать при работе с лечащимися. Занятия в группе при 4—5 лечащихся могут продолжаться 1 час, при 6—8 лечащихся — 1х/2 часа. Не всегда первый курс лечения приводит к вполне удовлетворительным результатам. Чаще всего бывают необходимы повторные курсы лечения. Такие повторные курсы проводятся после перерыва в 2—3 месяца и больше, смотря по особенностям случая.

С первых же дней занятий в группе подростков и юношей также приступают к выработке у них замедленной плавной и слитной речи.

В целях выработки правильной речи у заикающихся, с ними проводятся попутно упражнения в правильном произнесении звуков и слов. Сначала произносится за весь выдох один гласный звук, потом последовательно чередующиеся сочетания двух гласных: «аоаоао», трех — «роуаоуаоу», четырех — «аоуэаоуэаоуэ» и пяти гласных «аоуэиаоуэи». Такие упражнения содействуют тому, что речевой выдох у заикающегося становится более продолжительным и постепенно приближается к нормальному.

В дальнейшем к гласным звукам присоединяются согласные звуки, составляются и произносятся соответствующие слова и фразы. Надо помнить, что при этих упражнениях тот или другой упражняемый звук должен быть связан с определенным словом, только тогда выработанные заикающимися правильные навыки звукопроизнесения могут быть зафиксированы и в дальнейшем использованы в его речи.

На групповых занятиях, проводимых со школьниками и студентами, должен применяться их учебный материал ; с рабочими и служащими — материал из их производственной и служебной деятельности. В общем же материал для занятий должен быть разносторонним, как и сама жизнь (газеты, журналы, художественная литература и т. д.). Групповые занятия должны быть интересны и эмоциональны. Заикающемуся разъясняют сущность его недостатка, разбирают особенности его состояния и мотивы его поведения во время речи, объясняют механизм его речевых расстройств, возникающих или усиливающихся под действием эмоции (страха речи) и указывают пути и приемы к преодолению дефекта. Только при условии понимания лечащимися сущности своего недостатка и методов работы по его преодолению можно рассчитывать на действительный успех.

При лечении заикания у подростков и взрослых используется режим молчания, применяемый здесь в начале лечения в течение 7—10 дней, что, понятно, трудно осуществить у детей, так как их трудно заставить молчать. Режим молчания вне групповых занятий (или же речь ограничивается до возможного минимума) является отдыхом речедвигательной системы, повышает функции мозговой коры лечащегося в области регулирования его речевой двигательной деятельности и создает лучшие условия для воспитания нужных условных рефлексов. Кроме того, режим молчания способствует угашению ранее образовавшихся патологических условных рефлексов.

В Ленинградском институте по болезням уха, горла, носа и речи применяется лечение заикающихся удлиненным сном, которое дает там успешные результаты. В настоящее время также с успехом применяется электросон.

Когда лечащийся понял сущность своего страдания, усвоил приемы новой речи, тогда он должен, преодолевая страх, задавать уместные вопросы и вступать в уместные разговоры даже с незнакомыми (на улице, в трамвае, в клубе и пр.), заходить в магазины и обращаться к продавцу за нужными покупками, преодолевая смущение, связанное с присутствием других покупателей, задавать на собрании у себя на работе (или в учебном заведении) деловые вопросы, но обязательно при этом предварительно подготовившись и составив в уме нужную фразу, в дальнейшем коротко выступать в несложных прениях. Каждый успех, т. е. замедленно-плавная, спокойная, без заикания в таких ситуациях речь увеличивает его уверенность в себе и в возможности окончательного преодоления своего дефекта и тем самым обеспечивает новые успехи. Основываясь на законах условного рефлекса, лечащимся рекомендуется первые такие опыты делать вместе, небольшими группами в 2—3 человека: тогда рефлекс речи без заикания, выработанный в поликлинике на товарищей по группе, будет одинаково действенен и вне поликлиники, в присутствии этих товарищей.

Для того, чтобы облегчить заикающемуся пользование новыми приемами речи, рекомендуется предварительно устраивать в группах инсценировки (бытовые темы, трамвай, учреждение, школы, магазин и т. д.) С этой же целью целесообразно регулярно проводить конференции всех лечащихся, где они должны выступать с рассказами о работе над своей речью, отчетами, сообщениями и вообще практиковаться в выступлениях, также предварительно подготовившись.

Приобретенные таким образом условные рефлексы будут действовать при возникающих потом в жизни подобных ситуациях. При проведении занятий необходимо придерживаться твердого плана.

В целях преодоления нерешительности заикающегося, испытываемого им смущения, улучшения его настроения, укрепления воли и т. д., вообще в целях освобождения заикающегося от психогенных наслоений, возникающих в связи с его дефектом, иногда может быть полезно соответствующее внушение в состоянии гипноза. Однако основная установка при лечении заикания должна быть направлена на активность лечащегося, что должно быть им усвоено с самого начала лечения. Внушение в состоянии гипноза может иметь подсобное значение.

Врач и логопед должны постоянно ободрять лечащегося, закреплять его достижения. Известно, что бодрое, активное состояние коры по принципу отрицательной индукции содействует ликвидации больного пункта.

Наблюдаются и особенно тяжелые случаи, когда лечение не дает заметных результатов. В таких случаях надо выяснить причины этого явления, которое может объясняться общим и стойким неблагополучием в состоянии организма заикающегося (интоксикация, остаточные явления органического заболевания центральной нервной системы, вегетативные и эндокринные расстройства и др.) и принять меры к их возможному устранению или ослаблению. При работе над речью полезно в таких случаях начинать с шепотной речи и вскоре переходить на замедленную, громкую речь.

В зрелом и более позднем возрасте, когда у заикающегося остаются обычно только старые навыки заикания, но почти не бывает страха речи, необходимо также применять замедленную речь. Однако надо сказать, что такие заикающиеся, недостаток которых на исходе и которые как бы приспособились к нему, очень редко обращаются за помощью, так как они уже легко обходятся без нее.

Рецидивы заикания после проведенного лечения как в детском возрасте, так и у взрослых, имеют место тогда, когда в силу каких- либо причин (болезни, психические и физические травмы и т. п.) у освободившегося от заикания возникает нервный срыв со старыми механизмами судорожной речи. Для их ликвидации сроки лечения требуются уже меньшие: выработавшиеся ранее, при лечении, механизмы правильной речи в этих случаях скорее восстанавливаются, и рецидив в той или другой степени ликвидируется.

В СССР помощь страдающим заиканием, как и другими логопатиями, впервые в мире стала делом государства, делом органов здравоохранения и народного образования. Для взрослых и детей, страдающих заиканием, организуются группы при психоневрологических диспансерах и детских поликлиниках. Наиболее разносторонняя логопедическая помощь дошкольникам оказывается в логопедическом полустационаре, где дети находятся З1^—4 часа. Для школьников имеются в крупных центрах школьные логопедические пункты. В Ленинграде — в Институте по болезням уха, горла, носа и речи — и в Москве — в Институте отолярингологии — имеются стационары для заикаюшихся.

Там, где нет еще специальных логопедических групп, органы народного образования совместно с органами здравоохранения могут организовать работу по исправлению речи у заикающихся дошкольников в детских садах путем индивидуальных занятий с ними, инструктируя в этом отношении персонал детских садов. Точно так же и в школе учитель, знакомый с методами лечения заикания, может и при отсутствии логопеда многое сделать для заикающегося школьника.