Клинико-физиологические особенности и патофизиологические реакции детского организма

Течение опухолевого заболевания в детском возрасте имеет свои характерные черты и свои закономерности, связанные с анатомо- физиологическими особенностями растущего организма. Чем моложе возраст ребенка, тем разнообразнее его ответные реакции на различные внешние и внутренние болезнетворные факторы.

В первые два года жизни мозг и череп претерпевают большие изменения в своей морфологической структуре и в анатомических взаимоотношениях своих отдельных частей и областей. В возрасте 8 лет разница в строении черепа и мозга ребенка и взрослого человека еще имеется, но к 12 годам это различие нивелируется. К этому возрасту в основном остается только гормональная незаконченность общей структуры всего организма.

Из анатомических особенностей детского организма необходимо помнить о соотношениях величины и веса тела с величиной и весом головного мозга. У новорожденного вес мозга составляет 1/5 веса тела, у взрослого —1/40. Мозг новорожденного богат водой, но ликворные пространства оформлены еще недостаточно. Извилины развиты слабо, борозды неглубоки; сильвиева борозда проецируется на теменной кости значительно выше, чем у взрослого. Затылочная доля мозга в раннем детском возрасте развита сравнительно больше, чем у взрослого. Мозжечок у новорожденного развит еще мало, лежит высоко, в начале первого года жизни примерно на 7 см выше области затылочной дыры; продолговатый мозг лежит почти горизонтально, а варолиев мост, согласно данным Ф. И. Валькера, располагается еще над турецким седлом и только к 5 годам он занимает свое постоянное место.

Процессы окостенения черепа, соединение костей между собой и зарастание родничков заканчиваются к годам, однако окончательное формирование всего черепа в целом длится еще многие годы. Черепные кости только к 12 годам достигают своей постоянной толщины в 4—6 мм.

Примерно к 3 годам заканчивается отслойка твердой мозговой оболочки вместе с сагиттальным синусом от внутренней поверхности костей свода черепа. Лишь по линии черепных швов, где раньше имело место соединение костей черепа между собой с помощью перепончатых пластинок, долго еще остается фиксация твердой мозговой оболочки к кости. Только к 3-му году нарастающий диплоический слой в черепных костях показывает начавшееся формирование диплоических вен и дальнейшее преобразование венозного кровообращения в черепе и оболочках мозга. Этот процесс формирования венозной сети продолжается и дальше, и лишь к 6 —7 годам образуются иахионовы грануляции.

Вся форма черепа в раннем детском возрасте приближается к брахиоцефалической и затылочная кость стоит почти вертикально, а мышечный шейный пласт развит еще чрезвычайно слабо. Коронарный шов располагается значительно ближе к лицевой части черепа, чем у взрослого; это нужно помнить при наложении костного отверстия для пункции переднего рога бокового желудочка мозга. Проекция отдельных долей и желудочков мозга с возрастом все время меняется и поэтому схема Кронлейна, Кохера, Егорова и других, применяемая у взрослых, у детей требует определенной коррекции в соответствии с возрастными анатомическими особенностями строения черепа и мозга.

Как известно, после рождения ребенка кровообращение претерпевает коренную перестройку, и дальнейшее формирование мозгового, артериального и венозного кровообращения длится еще годы. В этот период сердечно-сосудистая система детей чрезвычайно лабильна и наличие патологии в головном мозгу быстро и легко вызывает расстройство сердечно-сосудистой деятельности. Необходимо также учитывать постоянно меняющиеся эндокринные факторы у растущего организма. Так, необходимо помнить, что в первые месяцы жизни ребенка, а затем в период младшего и среднего школьного возраста отмечается повышенная функция щитовидной железы с ее огромным влиянием на обмен веществ в организме и на функции других желез, на тонус вегетативной нервной системы. В старшем школьном возрасте ее влияние сменяется нарождающейся функцией половых желез и гипофиза с их влиянием на рост и обмен.

Таким образом, включение функций одних эндокринных желез и уменьшение или выключение функций других не могут не отражаться на физиологических отправлениях центральной нервной системы растущего организма.

Все обменные функции происходят у ребенка со значительно большей интенсивностью по сравнению с течением тех же функций у взрослого человека. Растущий организм постоянно требует избыточного потребления пищевых материалов. Вследствие тех или иных соматических расстройств, например расстройств питания, легко наступает истощение нервной системы и угнетение корковых функций мозга. В связи с инфекцией и наступающей общей интоксикацией может быстро выключаться сознание и наступать резкое угнетение корковых функций, а последнее обстоятельство в свою очередь приводит к дезорганизации соматических отправлений. Получается замкнутый круг проявлений заболевания, при котором иногда чрезвычайно сложно распознать основной источник болезни. При самых различных раздражителях у ребенка отмечается характерная склонность к диффузным реакциям головного мозга, при которых он легко выходит из состояния равновесия главным образом в связи с недостаточностью развития тормозного механизма в коре.

У ребенка раннего возраста (1—2 лет) крайне недостаточно развита тепло- регуляция, вследствие чего на относительно небольшое раздражение нервной системы, на небольшую операционную травму его организм иногда отвечает резкой гипертермией, опасной для его жизни.

Всякое опухолевое поражение головного мозга проявляется известной формой общемозговых и местных симптомов со стороны центральной нервной системы. Определенные, одного и того же порядка черты общемозгового страдания свойственны любому возрасту.

Вместе с тем возрастной фактор накладывает свой весьма характерный отпечаток на все развитие болезни. Течение патологического процесса в черепно-мозговой области у ребенка в период развития организма и преобразований всех его органов и тканей при незакончившемся еще формировании костей черепа и самого мозга, естественно, носит своеобразный характер, порой значительно отличающийся от течения того же процесса у взрослого человека.

Принято детский возраст подразделять на определенные периоды — новорожденный, грудной, дошкольный, школьный (младший и старший). Указанное подразделение имеет свои достаточно определенные анатомо-физиологические обоснования. В каждый из этих периодов организм ребенка проходит известный цикл развития, заканчивается перестройка тех или других его органов и тканей, проходят определенные этапы гормональных взаимоотношений, меняется и совершенствуется функция отдельных отделов центральной нервной системы. Однако провести строгую грань между названными нами различными периодами детства не всегда представляется возможным. Нельзя графически, строго по годам разграничить, что свойственно только 6-летнему ребенку и что 8-летнему, хотя каждый из них относится к разному возрастному периоду. Построение и развитие отдельных систем человеческого организма могут идти с различной быстротой и разной сменой тех или других его функций. Это может зависеть от ряда условий как внутренней, так и внешней среды, от конституциональных особенностей данного организма, случайно перенесенных инфекций, травм и других факторов. Поэтому, изучая заболевание ребенка, мы должны всегда учитывать его возрастной период с характерными для него анатомо-физиологическими особенностями, но необходимо помнить, что эти периоды незаметно переходят один в другой.

Излагая в дальнейшем особенности клиники детского возраста при опухолевом заболевании головного мозга, мы постараемся выделять как те патофизиологические компоненты страдания, которые характерны для детского возраста всякого периода, так и те, которые свойственны лишь определенному периоду растущего организма. При оценке состояния больного в практике детской нейрохирургической работы так же надо подходить к больному индивидуально, как это имеет место и в любой другой клинической дисциплине.