Методы изучения функционального состояния организма летчика

Мы остановимся здесь лишь на тех методах исследования состояния организма летного состава, которые относятся непосредственно к авиационной психофизиологии, и оставим в стороне такие важные вопросы авиационной медицины, как динамическое медицинское наблюдение, большинство гигиенических методик, ряд общеизвестных методик — клинических, психологических и др. Более подробно описаны методики, которые были нами предложены либо внедрены в практику авиационной медицины.

Исследование состояния летного состава в условиях аэродромов имеет ряд особенностей. Оно должно быть кратким, не должно вызывать отрицательной реакции летчика, не требовать специальных лабораторных условий и громоздкого оборудования.

Наиболее важным показателем функционального состояния летчика является уровень его работоспособности, зависящий прежде всего от взаимоотношений утомления и эмоционального напряжения. Поэтому мы говорим здесь в первую очередь о тех методиках, которые могут дать ответ о наличии и выраженности этих двух состояний и об уровне работоспособности.

Наличие перекрестного влияния на работоспособность и общее функциональное состояние организма утомления и эмоционального возбуждения требует для правильной оценки полученных результатов выбора оптимального момента для проведения исследований. С этой целью нужно учитывать фазность процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Так, состояние возбуждения после выполнения летчиком ответственного и трудного задания может маскировать процесс утомления. Поэтому исследования, проведенные в первые минуты (до 30—40 мин) после посадки самолета, могут говорить об уровне эмоциональных реакций, а исследования, проведенные в фазу торможения (через 45 мин и более), могут служить показателями утомления.

По мере угасания центрального возбуждения все отчетливее выступают симптомы утомления (усиление охранительного торможения, снижение лабильности центральной нервной системы). Важно при этом не ограничиваться однократным исследованием, а по возможности проследить динамику восстановления работоспособности в период последействия. Как известно, продолжительность последействия может служить показателем глубины функциональных изменений в организме. При анализе результатов исследований любой методикой необходимо сравнение послеполетных данных не только с предполетными, но для исключения погрешностей в исследованиях, зависящих от предполетного (предстартового) возбуждения, также и с так называемыми фоновыми данными, полученными в те же часы, но в нелетные дни, что гарантирует от ошибок, связанных с колебаниями функционального состояния, зависящими от суточного ритма физиологических функций.

Смотрите так же:
Психологические исследования бланковыми тестами... В авиационной психофизиологии, когда речь идет не об определении индивидуально-психологических особенностей личности или профессиональной пригодности ...
Интегральная оценка работоспособности с помощью ша... Наиболее удобными способами исследования работоспособности можно считать такие, которые, во-первых, учитывают или имитируют особенности некоторых прои...
Определение функционального состояния центральной ... Проводится исследование неврологического статуса по общепринятой клинической методике, при этом обращается внимание на симптом Ромберга, тремор пальце...
Методы исследования состояния организма в полете... При исследовании состояния летчика до и после полета мы, в сущности, имеем дело со своего рода данными, получаемыми на «входе» и «выходе» системы «лет...
Adblock detector