Влияние водного режима на процесс метаболической адаптации

О значении достаточного подвоза жидкости новорожденному ребенку уже указывалось в главе I. Однако вопрос о рациональном водном режиме для доношен- пых новорожденных, особенно в первые дни жизни, нельзя считать окончательно решенным, хотя в этом направлении в последние годы в нашей стране был проведен ряд исследований. Многие авторы указывают, что при назначении дополнительного питья новорожденному следует считаться с его ограниченной способностью к выведению жидкостнои нагрузки. А. Ф. ГVD рекомендует давать детям с первых дней жизни дополнительно к молоку 30—50 мл слегка подслащенной кипяченой воды, чая или рингеровского раствора с глюкозой. Таким образом, вместе с молоком ребенок на 3-й день жизни получает 70 мл жидкости на 1 кг веса. Другие авторы считают, что в первые 2 дня следует дополнительно к кормлению грудью матери вводить по 40—50 мл жидкости на 1 кг веса в виде чая или раствора Рингера с 5% раствором сахара, что вместе с молоком составит около 90 мл на 1 кг веса. По данным Ю. Е. Вельтищева, средняя суточная потребность в жидкости здорового доношенного ребенка на 3-й день жизни составляет 80—100 мл/кг. По мнению И. А. Аршавского, потребность ребенка в жидкости должна удовлетворяться только за счет молока, так как дополнительное введение воды или глюкозы ведет к развитию отечного состояния из-за неспособности новорожденного отвечать увеличением диуреза на водную нагрузку. Из приведенных данных явствует, что обоснование рационального водного режима требует прежде всего изучения способности почки новорожденного поддерживать гомеостаз при различных жидкостных нагрузках. Исследование этого вопроса было предпринято Ю. А. Тылькиджи.

Обследовали две группы здоровых доношенных новорожденных. В одной группе детей прикладывали к груди матери через 6—8 ч после рождения, кормили 6 раз и в случае необходимости вводили докорм женским молоком до положенной нормы. Кроме молока, дополнительно жидкости не давали. Детей второй группы кормили так же, как и первой, но в течение первых 3 дней эти дети получали питье в виде раствора Рингера с сахаром без ограничения — «по потребности».

При расчете молока, получаемого детьми в первые 3 дня на 1 кг веса, средние величины в обеих группах

оказались почти одинаковыми, но общее количество жидкости, полученное детьми при свободном допаивании, было в 2 раза выше, чем у детей, которым дополнительно питья не давали. В первый день общее количество жидкости, включая молоко, составило на 1 кг веса 36 мл,во второй — 72,5 мл, в третий день— 100 мл.

У всех детей, получавших дополнительно жидкость, диурез имелся уже в первый день и в последующие дни минутный диурез заметно возрастал (см. рис. 28, б). При этом осмолярная концентрация мочи быстро снижалась (с 308 мосм/л в первые сутки до 209 моем,/л на 3-й день), что указывало на выделение «осмотически свободной воды». Осмолярная концентрация крови была несколько ниже, чем у детей, не получавших питье, но ее колебания не выходили за пределы нормы. Следовательно, при данном водном режиме, т. е. при введении жидкости равномерно в течение дня, почка с первых дней жизни показала способность к разведению мочи и поддержанию осмолярной концентрации крови в нормальных границах. Дополнительное введение жидкости не сопровождалось развитием видимых отеков. У потей, находившихся на режиме «свободного питья», не отмечалось признаков лабильности температуры тела, которые наблюдались у детей, не получавших жидкости.

Режим, при котором удовлетворяется потребность доношенного ребенка в воде, требует введения в первые  3 дня жизни в среднем соответственно 35, 75 и 100 мл; жидкости на 1 кг веса в сутки, включая молоко. При таком жидкостном режиме ребенок хорошо справляется с выведением осмотически свободной воды и показывает хорошую динамику веса, что является признаком быстрого приспособления обменных процессов к новым условиям жизни.