Условные рефлексы у новорожденных детей и начало формирования суточного ритма физиологических функций

К концу пренаталыюго развития структура наружных поверхностей полушарий мозга оказывается довольно хорошо сформированной. К моменту рождения заканчивается образование шестислойной коры головного мозга, хотя дифференциация нервных клеток отдельных слоев и миелинизация аксонов нервных клеток еще не завершается; этот процесс особенно быстро протекает в постнатальном периоде. Качественный скачок в степени зрелости коры происходит уже в течение первых 2 недель жизни ребенка.

Некоторые авторы считают возможным образование первых условных связей даже в последние сроки внутриутробного развития. Способность к образованию условных рефлексов в период новорожденности в настоящее время не вызывает сомнения. Еще в 1939 г. И. И. Красногорский выдвинул положение, что «при рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга готова к образованию внешних и внутренних концентраций и интеграций».

А. А. Маркосян считает, что у новорожденного кора головного мозга, т. е. корковые анализаторные зоны, участвуют в приеме внешней информации с первых часов жизни. Следовательно, у новорожденных детей имеются необходимые предпосылки для возможного образования простых условнорефлекторных связей, а последовательность их формирования зависит от состояния морфологической зрелости соответствующих корковых анализаторов. Раньше всего у новорожденного образуются натуральные пищевые условные рефлексы. К ним относится условный рефлекс на время кормления, который возникает в результате повторяющегося комплекса внешних раздражений: вестибулярных, про- приоцептивных, тактильных, обонятельных, неизбежно связанных с подготовкой ребенка к кормлению. Г. П. Быстролетова, изучавшая формирование условного рефлекса на заданный с первого дня ритм кормления, отмечала пробуждение ребенка и усиление его двигательной активности за 5—20 минут до установленного срока кормления. Первые проявления этого рефлекса наблюдались уже на 3—5-й день после рождения, а к 7—8-му дню условный рефлекс на время кормления был четко выражен. Со сроком установления условного рефлекса на время кормления совпадало и время образования условного алиментарного лейкоцитоза, т. е. увеличение числа лейкоцитов в крови ребенка за 15—20 минут до положенного часа кормления; по наблюдениям М. В. Крачковской, этот условный пищевой рефлекс устанавливается к 8-му дню жизни. Образование условного рефлекса на время кормления в виде повышения газообмена перед приемом пищи наблюдала И. А. Архангельская.

Последующие исследования Г. А. Лурье подтвердили условнорефлекторный характер повышения двигательной активности новорожденного перед наступлением положенного срока кормления. У доношенных детей этот рефлекс выявлялся на 10-й день жизни и к 20-му дню четко закреплялся. Здоровые недоношенные дети, родившиеся на месяц раньше положенного срока, оказались также способными к образованию этого рефлекса в те же сроки, что и доношенные новорожденные. Круглосуточная регистрация двигательной активности, проведенная Г. А. Лурье у доношенных и недоношенных новорожденных, показала, что в связи с установлением условнорефлекторной связи между ритмом кормления и двигательной активностью уже в первые 10 дней постнатальной жизни формируется новая суточная периодика сна и бодрствования. Очевидно, мышечная деятельность с непрерывным потоком проприоцептивной импульсации к мозгу является тонизирующим фактором для центральных нервных образований, в том числе и для коры мозга.

Полученные Г. А. Лурье факты, свидетельствующие о возможности раннего образования натуральных пищевых рефлексов у здоровых детей, родившихся на месяц раньше положенного срока, вполне совпадают с наблюдениями Р. И. Поликаниной.

Таким образом, условный рефлекс на время кормления является наиболее ранним проявлением высшей нервной деятельности ребенка. Возможно, что при определенных условиях формирование этого рефлекса может происходить быстрее и его удается выявить даже раньше конца первой недели постнатальной жизни.

В конце 2-й недели можно наблюдать образование условных пищевых и защитно-оборонительных рефлексов на звук, несколько позднее возникают условные рефлексы на обонятельные, кожно-тактильные, вкусовые и световые раздражения.

В процессе формирования условные рефлексы проходят определенные стадии: сначала они слабо выражены и неустойчивы с наличием вегетативного компонента в виде изменений дыхания и сердцебиения, затем они становятся более устойчивыми, сохраняя еще вегетативные проявления, и, наконец, происходит специализация и упрочение условных реакций с угасанием их вегетативных компонентов. Длительность каждой из стадий зависит от возраста ребенка. Особенно четко выступают первые стадии организации условного рефлекса у новорожденных.

Таким образом, раннее образование натуральных пищевых рефлексов — в 1-ю неделю после рождения и появление на 2-й неделе жизни некоторых искусственных условных рефлексов говорит об известной зрелости коры головного мозга у новорожденного ребенка и о быстром ее включении в целостную систему анализаторов.

У родившихся на месяц раньше срока практически здоровых недоношенных детей имеет место как бы значительное ускорение образования условных рефлексов по сравнению с детьми, рожденными в срок. Этот факт указывает на огромное стимулирующее влияние окружающей среды на развитие высшей нервной деятельности и на большие приспособительные возможности центральной нервной системы на ранних этапах постнатального онтогенеза даже при наличии известной незрелости ребенка к моменту рождения.

Параллельно с развитием механизмов условнорефлекторных связей, создание которых активизирует функциональное развитие ребенка, идет становление суточной периодики физиологических функций. Исследования, проведенные в последние годы, показывают, что суточная ритмика и функций, и констант организма человека выражает тонкую приспособляемость к циклически меняющимся условиям среды. В настоящее время у человека известно около 100 функций, имеющих суточную периодику, все циркадные ритмы согласованы друг с другом во времени и оказывают взаимное влияние. Ярким примером суточной периодики может служить снижение температуры тела, ритм сердцебиения и дыхания в ночные часы.

Природа суточных ритмов —«физиологических часов»— до конца не выяснена. Установлено, что центральные механизмы располагаются в области гипоталамо-гипофизарной системы.

Онтогенез суточной периодики физиологических функций изучен недостаточно, имеющиеся в литературе данные довольно противоречивы.

Обстоятельные исследования Hellbriige показали, что монофазный суточный ритм различных функций выявляется в различные сроки после рождения, он формируется из многофазного, присущего ранним этапам онтогенеза. По данным Hellbriige, у здоровых детей уже на первой неделе жизни имеются слабые признаки суточной периодики сна и бодрствования, на 2—3-й неделе заметно появление циркадной ритмики температуры тела и лишь в период от 4-й до 20-й неделе устанавливаются суточные ритмы сна и бодрствования, частоты сердцебиения, температуры тела, диуреза.

В последние годы было показано, что проявление суточных ритмов можно наблюдать в более ранние сроки. Для некоторых функций суточный ритм устанавливается даже в конце внутриутробной жизни. Так, например,

Н. Н. Константинова показала, что в конце внутриутробного развития двигательная активность и сердечная деятельность плода имеют суточную периодику, совпадающую с суточным ритмом материнского организма.

Г. А. Лурье отметила, что в течение первых 10 дней пеопаталыюго периода происходит изменение характера двигательной активности — подчинение ее ритму кормления, по при этом уровень активности в ночные часы по сравнению с дневными последовательно снижается. Наблюдения А. А. Бирюкович показали, что суточная периодика в работе сердца наблюдается с первых часов жизни, т. е. дети уже рождаются с тенденцией к суточной периодике, свойственной взрослым.

И. И. Евсюкова установила, что у ребенка с первого дня жизни продолжительность ортодоксальной фазы сна (спокойный сон) в ночное время превышает таковую во время дневного сна.

Э. К. Цыбулькип обнаружил, что ритмическая деятельность почек выявляется сразу после рождения. Однако в первые 3 дня жизни длительность периода колебаний активности водо- и солевыделителыюй функции почек составляет около 12 ч, а к концу первой педели жизни ритм диуреза и выделение натрия становятся одноцикловыми, как это бывает у взрослых, а ритм экскреции калия все еще сохраняет отчетливую двухцикличность.

У недоношенных детей суточный ритм многих функций устанавливается значительно позже. Появление его свидетельствует о начале созревания механизмов, принимающих участие в регуляции того или иного вида обмена веществ или функции. По данным Г. В. Яцык, тенденция к двухфазному ритму экскреции калия и натрия с мочой появляется у детей с весом при рождении выше 1500 г в возрасте 3 месяцев. Более правильный ритм был обнаружен в возрасте 4 мес. С 1 до 24 месяцев жизни у недоношенных детей намечается определенная тенденция к появлению фиксированных суточных колебаний выведения с мочой 11-ОКС, что происходит в гораздо более поздние сроки по сравнению с доношенными детьми.

Формирование суточной периодики, которое начинается, по-видимому, с первых дней неонатального периода, имеет большое биологическое значение; оно выражает приспособление целостного организма к новым условиям среды. Этот этап наиболее труден, оп предъявляет высокие требования ко всем уровням физиологических регуляций. Поэтому создание для новорожденного ребенка условий, способствующих быстрому формированию как первых условнорефлекторных связей, так и суточной периодики функций, является залогом успешного развития ребенка. Следует помнить, что становление этих процессов, в особенности натурального пищевого условного рефлекса, у здоровых новорожденных идет довольно быстро. Поэтому после выписки ребенка домой важно поддерживать тот же режим и тот же ритм кормления, который был установлен в роддоме. К сожалению, довольно часто приходится наблюдать, как без достаточного основания новорожденного ребенка переводят на более частые кормления или нарушают периодику суточного сна. Все это ведет к срыву уже сложившегося внешнего стереотипа и может стать причиной неуравновешенности нервных процессов ребенка.