Белковый обмен у новорожденных

В процессах жизнедеятельности белки играют решающую роль, поэтому их называют носителями жизни. В основе важнейших функциональных механизмов и регуляции всех процессов обмена веществ лежат структурные белки, ферменты. Каждая из аминокислот, входящих в состав белка, вносит свой вклад либо в синтез углеводов путем глюконеогенеза, либо в липогенез или выработку энергии в результате катаболизма до ацетил-КоА, или в образование таких сложных азотистых соединений, как катехоламины, гормоны, азотистые основания нуклеотидов, фосфолипидов и др.

Основная масса азота поступает в организм человека в виде белков. Как правило, белки пищи подвергаются гидролизу до составляющих их компонентов — аминокислот, которые всасываются в кровь. Переваривание белков осуществляется с участием протеолитических ферментов в 3 этапа:

  1. в желудке;
  2. в тонкой кишке;
  3. в клетках слизистой оболочки тонкой кишки.

На первых этапах происходит расщепление длинных полипептидных цепей белка до коротких олигопептидов. В клетках слизистой оболочки тонкой кишки олигопептиды расщепляются до свободных аминокислот, последние поступают в кровяное русло через воротную вену.

У новорожденных, особенно недоношенных детей, функциональная зрелость протеолитической системы переваривания белков недостаточна. Для детей первых дней жизни характерен низкий уровень полостного переваривания белков молока с преобладанием абсорбции интактных белков по типу пиноцитоза с последующим внутриклеточным их перевариванием. По мнению А. М. Уголева, основным механизмом переваривания белков молока в раннем постнатальном периоде является гидролиз на мембранах, сопряженный с всасыванием,— мембранное пищеварение. Для новорожденных характерно завершение полостного переваривания белков молока в дистальном отделе тонкой кишки, что является одной из причин часто возникающих в этом возрасте желудочно-кишечных расстройств, по-видимому, связанных с попаданием частично гидролизованного белка в толстую кишку. В ходе полостного переваривания белков молока освобождаются такие аминокислоты, как аргинин, лизин, лейцин, фенил- аланин, изолейцин, серин, тирозин, и всасываются в свободной форме, в то время как дикарбоновые аминокислоты (пролин, аланин, валин) всасываются лишь в форме пептидов.

Некоторые аминокислоты не могут синтезироваться организмом и должны поступать только с пищей. Эти аминокислоты называют незаменимыми. В отличие от последних заменимые аминокислоты способны заменять одна другую в рационе, поскольку в организме они превращаются друг в друга. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека необходимо регулярное поступление с пищей сбалансированной смеси аминокислот. Дисбаланс или неодновременное их поступление в организм могут привести к алиментарной недостаточности. Недостаток белка в питании задерживает рост и развитие организма, вызывает ряд патологических состояний, снижает резистентность к инфекционным заболеваниям.

Особенно чувствительны к недостатку белка новорожденные и дети раннего возраста. В результате потребления недостаточно калорийной и бедной белками пищи может развиться синдром белковой недостаточности.

Недостаток белка неблагоприятно отражается на формировании и деятельности ЦНС. При белковой недостаточности нарушается гемопоэз, замедляется выработка глобина и, как следствие, развивается анемия. При недостаточном поступлении белка изменяются структура и функция костного мозга и костной ткани, снижается содержание иммунных белков и неспецифических факторов защиты.

Наоборот, повышенное количество белка в пище ведет к метаболическому ацидозу, увеличению содержания остаточного азота в крови, затрудняет и без того напряженную работу печени и почек, способствует преждевременному «химическому созреванию» тканей, повышает предрасположенность к аллергическим заболеваниям, приводит к увеличению концентрации тирозина в крови, что влияет на функцию ЦНС.

Организм новорожденного ребенка особенно чувствителен не только к недостатку или избытку белка, но также к его аминокислотному составу.

Ребенок должен получать необходимые по возрасту количества белка. По данным Института питания АМН СССР, необходимое количество белка для детей первых 3 мес жизни составляет 10,5 г/сут.

Потребности в белке определяются своеобразием обменных процессов. Характерной особенностью обмена азота у детей всех возрастных периодов является положительный его баланс, тем более высокий, чем моложе ребенок. В первые дни жизни при вскармливании грудным молоком эффективность утилизации белка достигает 70—75 %. К концу 1-го года эта величина снижается до 30—35%.

Степень обеспечения и утилизации организмом белка определяется азотистым балансом. Этот параметр отражает соотношение анаболизма и катаболизма белка в организме. Положительный азотистый баланс, характерный для детей первого месяца жизни, свидетельствует о том, что поступление с пищей азота превышает его выведение из организма. По мере роста ребенка величина положительного азотистого баланса постепенно снижается.

Вопрос об оптимальных количествах белка для новорожденных актуален, так как он тесно сопряжен с характером вскармливания и качеством так называемых заменителей женского молока, широко используемых в настоящее время в питании.

Количество белка при естественном вскармливании должно быть от 2 до 2,5 г/кг для доношенных детей и для недоношенных в первом полугодии жизни.

Вопрос о необходимых количествах белка для ребенка на естественном и искусственном вскармливании широко дискутируется в литературе.

Рекомендуемые величины потребления белков, углеводов, жиров и энергии утверждены коллегией МЗ СССР в 1982 г.

Норма белка зависит от объема женского молока в рационе ребенка; при обеспечении грудным молоком 2/3 суточного количества пищи ребенок должен получать 2—2,5 г белка на 1 кг массы тела, при искусственном вскармливании адаптированными смесями соответственно 3,5 г/кг, а неадаптированными смесями — 4 г/кг. В результате этого энергетическая ценность повышается по сравнению с естественным вскармливанием на 41,8—72,7 кДж/кг.