Роль генетического фактора в проявлении асимметрии зрительного восприятия

Решение вопроса о том, является ли способность к репродуктивным функциям врожденной или она формируется в процессе индивидуального развития, существенно важно не только для понимания природы репродуктивной функции восприятия, но и для поиска путей компенсации ее недостаточности.

Приступая к экспериментальному исследованию генетической обусловленности психофизиологических механизмов билатеральных функций зрительного восприятия, мы не имели прогноза его результатов. С одной стороны, анализируя многочисленные работы, показывающие, что бинокулярное зрение формируется в процессе онтогенетического развития под воздействием различных культур и экологических факторов, можно было предположить отсутствие генетической обусловленности и репродуктивных процессов восприятия. Но, с другой стороны, если допустить возможность аналогии между особенностями асимметрии зрения и моторики, то следовало бы предположить, напротив, наличие генетической обусловленности в формировании асимметрии сенсорных процессов. Поводом к такому предположению может быть то, что для моторики характерно проявление семейной асимметрии. Так, например, доказательством генетической обусловленности леворукости может быть тот факт, что у родителей- левшей вероятность появления леворукого ребенка равняется 0,46, тогда как у родителей-правшей такая вероятность составляет всего 0,02. Свидетельством того являются и случаи упорного левшества. Так, например, описан случай, прослеженный в течение 200 лет, семейной леворукости, которая передавалась из поколения в поколение, несмотря на попытки ее активного подавления и переучивания на праворукость.

Исследований генетической обусловленности зрительного восприятия нам обнаружить не удалось. Собственное наше экспериментальное исследование проводилось двумя основными методами: близнецовым и некоторой модификацией генеалогического.

Генетический метод использовался нами в сочетании с генеалогическим, так как, наряду с большими возможностями генетического метода в изучении роли средового и наследственного факторов, ему свойственны определенные ограничения. На необходимость сочетания этих двух методов для наиболее продуктивного изучения генетической обусловленности психических функций указывал еще М. С. Лебединский.

В качестве генеалогического метода был применен вопросник, с помощью которого выявлялось наличие семейных отклонений в литерализации церебральных функций. Сопоставления показателей асимметрии зрительных функций у родителей и их детей в силу организационных трудностей не проводилось. Показателями нетипичной латерализации функций и нетипичных межполушарных отношений являлись леворукость, заикание и косоглазие. Что касается зависимости леворукости и заикания от латерализации функций и доминантности полушарий, то эти вопросы уже обсуждались выше. Различные дефекты речи, в том числе и заикание, описаны у МЗ (30,8% случаев) и ДЗ (28,6%) близнецов. Известно, что эти дефекты наблюдаются у детей-близнецов не только дошкольного, но и школьного возраста. Несколько сложнее обстоит дело с косоглазием, в отношении которого были высказаны только отдельные предположения о его зависимости от нарушений межполушарных отношений. Вместе с тем имеется достаточное количество литературных данных, свидетельствующих о сочетании косоглазия с леворукостью, и наши собственные наблюдения, говорящие о сочетании косоглазия с заиканием, точнее заикания с семейным косоглазием. Исходя из этого, мы предположили, что леворукость, заикание и косоглазие являются разными конкретными формами проявления недостаточности в билатеральной организации функций при нетипичных межполушарных отношениях.

В рамках близнецового метода применялось сопоставление асимметрии зрительного восприятия у МЗ и ДЗ близнецов. Кроме того, данные МЗ и ДЗ близнецов сопоставлялись с данными случайной выборки одиночнорожденных испытуемых и взрослых заикающихся, т. е. с теми основными контингентами испытуемых, описанию обследований которых были посвящены предыдущие главы.

Исследование близнецов проводилось с помощью всего арсенала методик, использованного в работе с Другими нашими контингентами испытуемых. Для определения ведущих зрительно-моторных координаций применялись зрительно-моторные пробы (бификсация объекта в пространстве и тест «дырочка в карте»). Кроме того, использовались тесты определения ведущей руки (переплетение пальцев — «замок» и переплетение рук — «поза Наполеона»), а также вопросник для выявления ведущей руки.

Анализ результатов экспериментов показал, что вся близнецовая выборка в целом отличается от выборки одиночнорожденных. Поэтому в первом разделе этой главы будут рассмотрены совместно данные МЗ и ДЗ близнецов как специфической выборки.

Близнецовая выборка состояла из 30 пар взрослых близнецов — 16 пар выборки из г. Орехово-Зуево и 14 пар выборки из Москвы. Среди этих пар было 13 мужских, 14 женских и 3 смешанные (всего 60 человек) .