ПРЕДИСЛОВИЕ

Человеческому фактору отводится ведущая роль в достижении прогресса на современном этапе развития страны, что особо подчеркнуто в решениях XXVII съезда КПСС. Значение человеческого фактора многогранно: с одной стороны, человек, и только человек, способен оптимизировать и рационализировать организацию и управление народного хозяйства и промышленности, а с другой — закономерности функционирования мозга и поведения человека служат основой для моделирования живых систем в таких науках, как нейрокибернетика, бионика, генетическая инженерия и др.

Для решения проблем моделирования биологических систем большое значение имеет изучение психофизиологических основ психических функций, и в первую очередь зрительного восприятия. С помощью зрения человек получает самую значительную часть информации, но вместе с тем в работе зрительного анализатора еще много непознанного, что приводит в ряде случаев к созданию кибернетических устройств методом «черного ящика».

Настоящая монография посвящена изучению психофизиологических механизмов зрительного восприятия пространства с позиций современных представлений о межполушарной организации психических функций. Объектом исследования являлась деятельность зрительного анализатора, имеющего парный рецептор и парное (билатеральное) мозговое управление. Главный интерес представляло изучение принципа билатеральной организации и симметрии — асимметрии функций парных органов. Уже сейчас известна неоднозначная роль парных органов в деятельности различных анализаторов. Прежде всего это касается двигательного анализатора, где установлена ведущая роль одной из рук, чаще правой. Давно обнаружен и феномен доминирования одного из рецепторов парных сенсорных систем: ведущий глаз, ведущее ухо и др.

Однако психофизиологические предпосылки формирования ведущего и неведущего рецепторов в деятельности сенсорных парных анализаторов не ясны. Нет ответа и на другие вопросы: вклад каждого из парных рецепторов в общий продукт деятельности анализатора; дублирование и взаимозаменяемость функций, их суверенность и неповторимость и т. д. Для решения этих вопросов зрительный анализатор является наиболее адекватным объектом исследования, так как в силу своего строения позволяет достаточно четко адресовать и дифференцировать поступление информации в то или другое мозговое полушарие.

В монографии представлены результаты изучения принципа деятельности парного анализатора, полученные на материале исследования бинокулярного зрения. Проведенное исследование позволило установить асимметрию функций монокулярных систем при смотрении двумя глазами и по-новому интерпретировать психофизиологические механизмы билатерального взаимодействия в парном зрительном анализаторе. Принятый в исследовании подход к анализу зрительного восприятия как к продукту деятельности парного анализатора позволил описать тип межполушарного взаимодействия, обусловливающего асимметрию зрительных функций. Обнаруженные в исследовании закономерности вносят существенные коррективы в знание о зрительном восприятии, что в перспективе может быть использовано при создании различных систем и механизмов, моделирующих зрение. Рассмотренные в более широком контексте знания о межполушарной асимметрии головного мозга могут быть использованы при разработке проблем обучения и воспитания.

Исследование выполнено в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.