Асимметрия восприятия в условиях гаплоскопического зрения и упражнение
Для изучения асимметрии бинокулярного зрения у спортсменов использовалась диоптическая методика. Но при анализе учитывались данные только первой серии опытов, свидетельствующие об особенностях восприятия (без повторного предъявления стимулов).
В результате экспериментов существенных различий в зрительном восприятии стрелков и теннисистов не было обнаружено: в обеих группах чаще встречалась правосторонняя асимметрия по сравнению с левосторонней (соответственно в 40 и 20% случаев у стрелков и в 52 и 14% случаев у теннисистов) и приблизительно в 1/3 случаев в восприятии сюжетной информации выявлялась симметрия. Не обнаружено существенных различий в этом отношении и при сравнении данных спортсменов и неспортсменов.
Вместе с тем группы стрелков и теннисистов значительно различаются по особенностям бинокулярного восприятия, проанализированным по количеству случаев появления в условиях гаплоскопического зрения каждого из трех видов восприятия: бинокулярного наложения, параллельного восприятия и зеркального восприятия, неоднократно описанных выше.
Следует отметить, что оба вида восприятия — зеркальный, и параллельный, — как правило, наблюдались у одного и того же человека не во всех случаях гаплоскопического предъявления и только у двух испытуемых они носили постоянный характер.
Интересно отметить, что эти двое испытуемых принадлежали к разным группам спортсменок: одна из них — теннисистка, другая — стрелок. Для этих спортсменок характерным оказалось параллельное восприятие всех 10 пар слайдов. Обе спортсменки сначала давали очень подробное описание одной, а затем и другой картинки; обе говорили, что сначала записывают содержание того слайда, который виделся хуже и забывался быстрее. Описывая увиденное, обе они как бы разглядывали изображение, будто оно еще находилось перед их глазами. Известно, что такая возможность «разглядывать» исчезнувшее изображение свойственна эйдетикам.
Отметим также, что в группе стрелков именно у этой спортсменки, отличавшейся параллельным зрением, было выявлено отсутствие ведущего глаза при бификсации объекта в пространстве, хотя в спортивной деятельности она прицеливается при стрельбе только правым глазом. Следует добавить, что в данном случае параллельное зрение, характерное для теннисистов, оказалось свойственно спортсменке-стрелку. Этот случай, безусловно, заслуживает особого внимания. При специальном обследовании этой спортсменки было установлено, что у нее имеются аномалии некоторых основных функций бинокулярного зрения: отсутствуют фузия и диплопия. Вместе с тем исследование стереозрения методикой Джулеша обнаружило полностью сохранное стереовосприятие. В данном случае, исходя из анамнестических сведений, можно предположить, что аномалии бинокулярного зрения являются следствием врожденных дефектов в строении зрительного анализатора. Ведь известно, что нередки случаи развития различных дефектов бинокулярного зрения.
У второй из этих спортсменок — теннисистки — устойчивость параллельного зрения отмечалась на фоне нормальных функций бинокулярного зрения. Ведущим по бификсации оказался правый глаз, который имел некоторое преимущество и в опытах с диоптической методикой: правую картинку испытуемая описывала более точно и детально, чем левую.
Таким образом, при анализе особенностей монокулярного зрения при диоптическом просматривании не удалось обнаружить существенных различий в количестве случаев проявлений симметрии и асимметрии у спортсменов разных специальностей. Однако анализ особенностей одновременного зрения в условиях гаплоскопического предъявления позволил установить определенные закономерности: теннисистам свойственна тенденция к параллельному видению двух одновременно предъявляемых в левое и правое поля зрения изображений, а стрелкам — к их зеркальному восприятию.
Выше было показано, какие различия в асимметрии зрительного восприятия наблюдаются у изученных групп спортсменов. Эти различия выступают еще более показательно в асимметрии зрительного восприятия теннисистов и стрелков — комплексного показателя асимметрии восприятия. Методом «голосования признаков» удалось определить, насколько выявленный индивидуальный профиль асимметрии каждого спортсмена соответствует групповому обобщенному «портрету» асимметрии, характерному для большинства спортсменов данной профессии. При этом совпадение индивидуального профиля с обобщенным групповым «портретом» асимметрии, определяемое вероятностью «правильного диагноза», оказалось достаточно высоким (0,861 при р<0,001). Эти данные подтверждают наличие специфических особенностей в асимметрии зрительного восприятия стрелков и теннисистов, обусловленных избранной ими спортивной деятельностью, и существование профессионально обусловленного профиля асимметрии.
Теперь проанализируем второе положение. Исследование показало, что у стрелков наблюдается почти исключительно правосторонняя асимметрия при бификсации объекта в пространстве и при решении глазомерных задач, которая сочетается с выраженной левосторонней асимметрией по периметрическим показателям. Такой специфический профиль асимметрии, характерный для высококвалифицированных стрелков, несомненно, является следствием целенаправленной тренировки, в процессе которой происходит функциональная специализация упражняемых монокулярных систем и целящийся глаз приобретает ведущее значение в прицеливании, на ряду с развитием специального механизма «подавления» функций второго, неведущего глаза. В то же время поле зрения ведущего в прицеливании правого глаза, по сравнению с левым, чаще бывает у стрелков меньше, что также, по-видимому, объясняется специализацией глаз: правый осуществляет точную локализацию объекта, а левый выполняет «наблюдательную» функцию. По всей вероятности, такая специализацияя парного зрительного рецептора возникает подобно образованию «ведущей» стороны и в других парных рецепторах, например «ведущей» руки в двигательном анализаторе.
Характерно, что эта функциональная специализация глаз имеет место у стрелков и совершенно не выявляется с помощью использованного нами арсенала методик у теннисистов, отличающихся, как показано выше, симметричностью в работе парных рецепторов. Сам же факт существования функциональной специализации глаз у стрелков является еще одним подтверждением значения упражнения в развитии асимметрии зрительных функций.