Асимметрия восприятия и узнавания семантической информации в условиях гаплоскопического зрения

В процессе зрительного восприятия глаз может функционировать не только как часть билатеральной системы, но и как монолатеральная система. Монокулярное зрение является ведущим, например, в прицельной деятельности, в работе с микроскопом, или во всех видах зрительного восприятия у лиц, страдающих косоглазием. Поэтому вопрос об асимметрии в монокулярном зрении, рассматриваемый в этой главе, имеет самостоятельное значение.

Изучение взаимодействия рецепторов парных органов с давних пор предпринималось для определения ведущей роли одного из них — ведущего глаза, уха, руки.

Неравноценность роли глаз в разных условиях пространственного видения является фактом, отмечавшимся во многих исследованиях. Еще Г. А. Литинский писал, что «зрительные впечатления каждого из глаз обладают неодинаковой силой и качеством, наоборот, резко разнятся друг от друга, так, что перевешивает впечатлительная способность одного из глаз».

Многими исследованиями было показано, что ведущий глаз раньше неведущего фиксирует объект; глазодвигательная активность ведущего и неведущего глаз различна: тремор обоих глаз независим; отмечается латеральная асимметрия дрейфов.

Существуют различные объяснения ведущей роли одного из глаз, часто противоречивые, однако следует согласиться с мнением, что наличие ведущего глаза может стать причиной качественного своеобразия процесса пространственного восприятия и одновременно его следствием.

Считается, что каждая монокулярная система может сохранять автономию до тех пор, пока ее активность пе приходит в противоречие с активностью общего сенсорного регулятора; тогда активность одной из монокулярных систем модифицируется или подавляется.

Установлено, что в определенных условиях пространственного видения, в частности при бинокулярной фиксации объекта, подчиненный глаз нейтрализует предъявленные ему изображения и всецело уступает свои функции ведущему глазу. Так, при прицеливании мы видим лишь то, что составляет поле зрения ведущего глаза, тогда как поле зрения другого глаза не остается в памяти.

Стойкое подавление изображения одного из глаз наблюдается и при косоглазии. Исследования следствий этого заболевания привели к заключению, что «как только создается возможность конфликтной, несовместимой деятельности монокулярных систем, так сразу же возникает торможение и функция одной из этих систем подавляется».

Таким образом, результаты многих исследований свидетельствуют о том, что преобладание функции одного из глаз происходит за счет подавления, торможения функции другого. Однако означает ли это, что одна монокулярная система «сильнее» другой и при всех условиях побеждает другую? Многолетние исследования Б. Г. Ананьева и его сотрудников привели их к заключению, что «абсолютного для всех функций светового анализатора ведущего глаза у одного и того же человека не существует». А это значит, что взаимодействие монокулярных систем в разных условиях пространственного видения является пластинным и асимметрия монокулярного зрения носит функциональный характер.

Следует сказать, что в большей части исследований асимметрии пространственного восприятия использовался простой стимульный материал — точки, линии разной величины и наклона и т. д. Исследование же особенностей асимметрии восприятия семантической зрительной информации оказалось малоизученным. Вместе с тем вопрос о доминантности монокулярных систем в процессе восприятия целесообразнее изучать при предъявлении семантически значимых стимулов.

Взаимоотношения монокулярных систем нами исследовались в разделенном (гаплоскопическом) зрении, где для сотрудничества обоих глаз хотя и создаются весьма искусственные условия, но именно благодаря такому разделению возникает возможность более четкого выявления функционального значения каждой монокулярной системы в восприятии семантической информации.

Для целей данного исследования была разработана методика, построенная по принципу известных дихотических тестов — приемов, способствующих изучению латерализации сенсорных функций. Эта методика направлена на исследование взаимодействия монокулярных систем зрительного анализатора и, по существу, должна быть названа методикой дихотического просматривания; для краткости будем называть ее диоптической методикой.

Напомним, что суть дихотического метода исследования заключается в раздельном, но одновременном предъявлении разных стимулов каждому из рецепторов парных анализаторов.

Диоптическая методика основана на одновременном предъявлении двух разных изображений левому и правому глазу. Для этого использовался линзовый стереоскоп с обычными увеличительными стеклами вместо призмовых линз. Экспериментальный материал состоял из 10 пар цветных слайдов с сюжетными картинками — детскими рисунками. Слайды, составлявшие пары, различались по сюжету, композиции, контрастности, яркости и цветовой гамме, но степень этих различий в одних парах была резко выраженной, в других — незначительной. Краткое описание сюжета картинок и преобладающая цветовая гамма представлены в табл. 1.

Обязательными условиями опыта были следующие: дозирование времени экспозиции (2—3 с), что исключало борьбу полей зрения; установка взора строго по центру слайдов (прямо перед собой), что обеспечивало параллельное положение зрительных осей; запрет на перемещение взора. При соблюдении этих условий восприятие осуществлялось и центральными, и периферическими зонами сетчатки.

Следует заметить, что испытуемым не сообщалось заранее о предъявлении двух разных слайдов, напротив, в начале эксперимента они подгоняли по своим глазам фокусное расстояние стереоскопа, используя для этого один стереодпапозитив, содержащий одну картинку.

По инструкции испытуемому предлагалось поднести стереоскоп к закрытым глазам, затем по сигналу экспериментатора открыть глаза и смотреть, не переводя взора, на изображения, представленные на слайдах. После экспозиции испытуемый письменно подробно рассказывал об увиденном, отражая в протоколе сюжет, композицию и цветовую гамму воспринятого. Особое внимание требовалось уделять композиции рисунка, описанию того, какие детали находятся на переднем и заднем планах, вверху, внизу, слева и справа.

Опыт состоял из двух серий. В первой серии предъявлялся набор слайдов в соответствии с порядком. А во второй серии слайды каждой пары менялись местами: левая картинка теперь предъявлялась правому глазу, а правая — левому. Вторая серия опытов проводилась нами по аналогии с другими дихотическими тестами. При этом имелась в виду аналогичная цель — поставить оба глаза в одинаковые условия. Первоначально предполагалось, что для определения асимметрии зрения в условиях данной методики можно использовать суммарную оценку результатов обеих серий опыта — достаточно распространенный способ в работе с дихотическими тестами. Однако специфика эксперимента предопределила раздельный анализ результатов каждой из двух серий опытов, о чем речь будет идти ниже.

Следует остановиться на анализе способов обработки данных, принятых в дихотическнх тестах. Как правило, в них выявляется преобладание функций правого или левого рецептора, т. е. асимметрия в работе парного анализатора. Показатель же симметрии является производным, вычисляемым из соотношения, воспринятого справа и слева. Исходя из этого, обычно во всех дихотических тестах используются показатели асимметрии, а не симметрии, например «коэффициент правого уха» в методике дихотического прослушивания.

Спецификой нашей методики, обусловленной особенностями деятельности зрительного анализатора, является то, что симметрия в работе монокулярных систем находит свое выражение не только в одинаковом количестве воспринятых слайдов, предъявляемых справа и слева (отсутствие ведущего глаза), но и в слитном восприятии обоих изображений, т. е. в бинокулярном восприятии двух монокулярно предъявляемых изображений.

При подборе пар слайдов были составлены варианты, где по своим физическим характеристикам картинки были равнозначны, и варианты, где один слайд был заведомо ярче, «сильнее» другого. Из 10 пар слайдов в пяти парах преобладающим по силе воздействия был правый слайд, в трех — левый и в двух — равноценные по силе воздействия слайды.

Латеральная доминантность, выявленная диоптической методикой у каждого испытуемого, сопоставлялась с таким же показателем, установленным с помощью методики определения ведущего глаза при бификсации объекта в пространстве.

В эксперименте приняли участие 30 взрослых здоровых испытуемых. Единственным условием допуска к участию в экспериментах было отсутствие жалоб на недостаточность бинокулярного зрения.

различных сочетаниях две картинки сразу. Если испытуемый видит в большинстве случаев картинку, предъявленную правому глазу, то это свидетельствует о правосторонней доминантности, т. е. о том, что в условиях гаплоскопического зрения его правый глаз является ведущим (эффект правого глаза). Так же выявляется левосторонняя доминантность, т. е. левый ведущий глаз (эффект левого глаза). Преобладающее смешанное восприятие обеих картинок свидетельствует о включении механизмов бинокулярного зрения (эффект бинокулярного наложения), а чередование в восприятии левых и правых слайдов — об отсутствии ведущего глаза. Особняком стоят случаи «одновременного видения», т. е. восприятия двух картинок одновременно, но без их наложения (эффект параллельного видения монокулярных изображений).

Для наглядности приведем несколько примеров описания разных типов асимметрии восприятия.

Так, картинки девятой пары слайдов, в которой более «сильным» является правый слайд, воспринимаются следующим образом. Испытуемая Е. М. записала: «Детский рисунок. Два петуха сражаются. Светит солнце (справа, вверху). Внизу трава зеленая, и на ней пятна разных цветов. В окраске петухов преобладает желтизна». Воспринят один (правый) слайд, т. е. тот, который является более броским по цвету и композиции рисунка.

Испытуемый Т. М.: «Библиотека, в центре стоит солдат в форме зеленого цвета, держит книгу в руках. Слева стоят две девочки в коротеньких платьях; которая слева—стоит лицом к книжным полкам, которая справа — стоит лицом к ней. Преобладают темно-коричневые тона. Некоторые книги стоят косо». (Кроме словесного описания этот испытуемый очень точно нарисовал увиденное в протоколе.) Здесь тоже воспринят только один, но на этот раз не правый, а левый слайд, несмотря на то что в данной паре он является более слабым.

Испытуемый М. Ф.: «Детский рисунок. Справа два петуха. Вверху солнце. Слева библиотека, книжные полки». Одновременно и независимо друг от друга этим испытуемым восприняты оба слайда (параллельное восприятие, часто сопровождающее отклонения в бинокулярном зрении при косоглазии).

Испытуемый А. Т.: «Две девочки слева стоят возле мозаики большого петуха (справа)». В данном случае восприняты тоже оба слайда, но как одно пространственно организованное изображение, т. е. в данном случае произошло бинокулярное наложение полей зрения.

Итак, первый испытуемый видел только правую картинку (эффект правого глаза), второй — только левую (эффект левого глаза), а третий и четвертый испытуемые восприняли обе картинки одновременно (эффект параллельного видения монокулярных изображений и эффект бинокулярного наложения).

Для решения поставленной задачи — исследования индивидуальных проявлений асимметрии зрительного восприятия — использовалась балльная оценка. Восприятие более сильной по физическим характеристикам картинки в паре неравноценных слайдов оценивалось одним баллом, восприятие более слабой картинки в присутствии более сильной — двумя баллами, и, наконец, восприятие двух одинаковых по силе воздействия картинок оценивалось по одному баллу каждая. Невоспринятый слайд обозначался нулем.

Восприятие каждой пары слайдов, таким образом, оценивалось соотношением двух балльных оценок: первая оценка относилась к левому, а вторая — к правому слайду. По результатам восприятия всех 10 пар слайдов 30 испытуемых были разделены нами на 4 группы: 2 с преобладанием одного из глаз и 2 с отсутствием ведущего глаза. Первую из них, самую многочисленную (12 человек), составили испытуемые с эффектом правого глаза, вторую (5 человек) — с эффектом левого глаза, третью и четвертую группы — с приблизительно одинаковым соотношением количества случаев восприятия левых и правых слайдов. При этом в третьей группе восприятие в большинстве случаев было соответствующим «силе» картинки, т. е. воспринималась только одна, более яркая картинка. В четвертой же группе, как правило, воспринимались обе картинки одновременно пространственно совмещенными (в результате бинокулярного наложения), а в отдельных случаях пространственно разобщенными в соответствии с их действительным местоположением.

Сопоставление двух групп, обнаруживших асимметрию восприятия сюжетной информации (группы с эффектом правого глаза и группы с эффектом левого глаза), показало, что эти группы резче различаются по восприятию левым глазом, чем правым. Соотношение в восприятии левых слайдов у испытуемых этих групп составляет 3,3 к 12 (3,3 балла за восприятие левых слайдов у «правоглазых» и 12 баллов у «левоглазых»).

Соотношение в восприятии правых слайдов в тех же группах составляет, наоборот, 3,6 у «левоглазых» к 10,1 балла у «правоглазых». Достоверность различий между этими парами’ показателей также очень высока (р<0,001).

Обе группы испытуемых с симметрией восприятия показали сходные между собой результаты.

Следует отметить, что хотя мы отнесли обе группы, имеющие одинаковое количество восприятия картинок левым и правым глазом, к симметричным, однако качественный анализ показывает их значительные различия. По существу, симметричным является восприятие только в группе испытуемых с одновременным зрением. Эти испытуемые, независимо от яркости слайда, в силу равной активности своих монокулярных зрительных систем, видят обе картинки одновременно. Симметрия восприятия испытуемых второй группы является вторичной, зависимой от особенностей подбора пар слайдов, различающихся по силе воздействия. Зрительное восприятие испытуемых этой группы характеризует не совместная деятельность двух монокулярных систем, а их равные возможности в независимом функционировании. Видимо, адекватное восприятие, следующее за сильным раздражителем, можно рассматривать как показатель отсутствия доминирующей зрительной системы или ведущего глаза, а не как показатель симметрии. Поэтому при анализе соотношения количества случаев асимметричного и симметричного восприятия в условиях гаплоскопического зрения данные этой группы испытуемых не учитывались.

Таким образом, по данным первой серии опытов, проведенных с применением диоптической методики, установлено, что количество испытуемых, имевших эффект правого глаза, составляет 52,2%; с эффектом левого глаза—21,8%, а количество испытуемых, обнаруживших симметрию зрительного восприятия, — 26%. Следовательно, оказалось, что испытуемых, имеющих доминирование одной из монокулярных систем, — большинство (74%); среди них «правоглазых» в два с лишним раза больше, чем «левоглазых». Симметрия в зрительном восприятии встречается у четвертой части испытуемых нашей выборки.