Аномалии восприятия семантической информации у заикающихся в условиях гаплоскопического зрения

В различных опытах, проведенных с применением диоптической методики, участвовало 48 взрослых заикающихся в возрасте 17—42 лет (из них — 32 мужчины и 16 женщин), которые, как уже указывалось выше, были отобраны Ю. Б. Некрасовой для психотерапевтического лечения или уже прошли такой курс (всего было 6 выборок испытуемых).

\r\n

Диоптическая методика применялась в двух вариантах. Первый из них был использован в работе с выборкой здоровых испытуемых. Второй вариант отличался от первого тем, что состоял только из одной части, обращенной к перцептивным процессам, и не имел части, обращенной к следовым процессам. Кроме того, этот вариант методики содержал не 10, а 15 пар слайдов. При этом количество пар с преобладанием по силе левых и правых слайдов или пар, равных по силе воздействия, было одинаковым: 5 пар — с более «сильным» левым, 5 пар — с более «сильным» правым слайдом и 5 пар — с равноценными слайдами.

\r\n

Изложение экспериментального материала целесообразно начать с рассмотрения общегрупповой характеристики проявлений асимметрии при восприятии содержательной информации. Анализ этих данных проводился таким же способом, как и анализ данных здоровых испытуемых, т. е. использовалась балльная оценка индивидуальных проявлений асимметрии зрительного восприятия пар слайдов, демонстрировавшихся впервые.

\r\n

По результатам опытов заикающиеся были разделены, подобно выборке здоровых испытуемых, на 4 группы: 2 — с преобладанием по функциональной активности одного из глаз и 2 — с отсутствием ведущего глаза. Первую группу составили «правоглазые» испытуемые, вторую — «левоглазые», а третью и четвертую — так называемые симметричные.

\r\n

Напомним, что хотя последние группы названы симметричными (поскольку испытуемые этих групп имеют одинаковое количество баллов за восприятие слайдов левым и правым глазом), качественный и сравнительный анализ особенностей восприятия показывает, что между этими группами имеются существенные различия. Конкретное описание особенностей восприятия групп здоровых испытуемых представлено в главе III, где показано, что истинно симметричным является восприятие только в группе с одновременным видением 2 картинок или их элементов (бинокулярное наложение).

\r\n

Группа испытуемых, воспринимающих более сильный по воздействию слайд, характеризуется отсутствием ведущего глаза. Но в зависимости от структурных особенностей воспринимаемого материала испытуемые этой группы могут выглядеть то как «симметричные», то как «асимметричные» («правоглазые» в условиях предъявления сильных слайдов справа и «левоглазые» при расположении «сильных» слайдов слева).

\r\n

В связи с этим группа испытуемых с адекватным силе воздействия слайдов типом восприятия (8 человек, или 16,6% от общего числа испытуемых) рассматривается нами отдельно и из общих подсчетов соотношения случаев асимметрии и симметрии восприятия содержательной зрительной информации исключается (аналогично тому, как это было сделано с выборкой здоровых испытуемых).

\r\n

В результате этого заикающиеся с асимметричным и симметричным восприятием в условиях гаплоскопического зрения распределились по группам следующим образом: 13 человек составили группу «правоглазых», 13 человек вошли в группу «левоглазых» и 14 человек оказались в группе с симметричным восприятием. Соотношение лиц с асимметрией и симметрией восприятия в выборках заикающихся и здоровых испытуемых (в процентах) представлено в таблице.

\r\n\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

Таблица

\r\nАсимметрия и симметрия восприятия сюжетных картинок в условиях гаплоскопического зрения у заикающихся и здоровых испытуемых (в % от общего количества случаев)\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

\r\n

Группы испытуемых

\r\n

\r\n

Правосторонняя асимметрия

\r\n

Левосторонняя асимметрия Симметрия
\r\n

Лица, страдающие заиканием (40 человек)

\r\n

\r\n

32,5

\r\n

32,5 35
\r\n

Здоровые (30 человек)

\r\n

\r\n

52,2

\r\n

21,8 26

\r\n

\r\n

\r\n

Данные, приведенные в таблице, показывают, на; сколько отличается выборка заикающихся особенностями восприятия сюжетных картинок от выборки здоровых испытуемых. Среди заикающихся оказалось абсолютно равное количество лиц с правосторонней и левосторонней асимметрией восприятия и почти равное — с iсимметрией.

\r\n

Каждая из этих групп составляет одну треть выборки. А среди здоровых испытуемых выборка по группам; распределяется неравномерно: количество лиц с правосторонней асимметрией восприятия составляет больше половины выборки. Вместе с тем количество лиц с преобладанием левосторонней асимметрии и симметрией у здоровых меньше, чем у заикающихся. Такое распределение асимметрии зрительного восприятия по группам согласуется с уже приведенными выше фактами, полученными на тех же заикающихся в опытах с применением методик дихотического прослушивания, определения времени реакции, зрительно-моторных координации и др. В соответствии с этими данными недостаточность правосторонней асимметрии и увеличение симметрии слуховых и моторных функций у взрослых заикающихся представляются достаточно закономерными.

\r\n

Качественный анализ асимметрии восприятия сюжетных картинок в условиях гаплоскопического зрения помог обнаружить закономерные отклонения в бинокулярном зрении у заикающихся.

\r\n

В данном разделе на примере испытуемых-правшей с нормальной асимметрией психических функций были подробно рассмотрены особенности восприятия третьей пары слайдов в опытах, проведенных по первому варианту диоптической методики. Напомним, что специфической особенностью этой пары является адресованность обоих рисунков к височным зонам центрального и периферического зрения, в результате чего вместо их перцептивных образов возникали репродуктивные, фантомные, пространственное положение которых смещается в контралатеральном направлении.

\r\n

В выборке здоровых испытуемых, состоящей из 30 человек, у 5 (16,7%) наблюдались отклонения в восприятии этой пары слайдов, когда воспринимался только один рисунок и не воспринимался второй. У заикающихся в целом по всем выборкам при восприятии этой пары слайдов аномалии наблюдались в 27,5% случаев. Но самое интересное заключается в том, как распределяются эти случаи у здоровых и страдающих заиканием по группам испытуемых. У здоровых 5 случаев аномалий распределены равномерно по всем группам: в группе «правоглазых» фантомные образы не продуцируются в 2 из 12 случаев (один при проекции картинки в левую височную зону и другой — в правую); в группе «левоглазых» у 2 из 5 (оба случая при проекции картинки в правую височную зону); в группе «симметричных» в одном из 6; в группе «адекватных» при стимуляции височных зон аномалий в продуцировании фантомных образов не наблюдалось.

\r\n

У заикающихся все случаи аномалий сосредоточены в группах «асимметричного» зрительного восприятия; в группе «симметричных» и «адекватных» недостаточность в деятельности височных зон не отмечалась. А в группах «левоглазых» и «правоглазых» распределение этой недостаточности имеет противоположное значение: у «левоглазых» все случаи проекции рисунка в левую височную зону вызывают продуцирование фантомного образа, т. е. деятельность левой височной зоны не имеет здесь отклонений. В то время как проекция рисунка в правую височную зону не обеспечивает возникновение репродуктивного фантомного образа в 7 случаях из 13, т. е. в 53,8% случаев имеет место недостаточность правой височной зоны. Совершенно аналогичная картина наблюдается в группе «правоглазых» заикающихся. Только в этой группе, наоборот, правая височная зона функционирует у всех испытуемых нормально, а при стимуляции левой в ряде случаев обнаруживается недостаточность функции: у 4 из них (30,8%) стимуляция левой височной зоны не вызывает продуцирования фантомных образов.

\r\n

Недостаточность в продуцировании фантомных образов сочеталась у заикающихся и с другими аномалиями бинокулярного зрения, обнаруженными методикой диоптического просматривания.

\r\n

Для примера рассмотрим данные, полученные на одной из выборок заикающихся, наиболее полно и тщательно изученной нами (группа 1976 г.). Эта выборка состояла из 13 человек — 4 женщин и 9 мужчин — в возрасте от 17 до 42 лет. У 12 из них заикание развилось в раннем детстве вследствие эмоциональной травмы (испуг, болевые ощущения), у одного обнаружилось с произнесением первых слов. У 7 испытуемых этой группы в роду имелось левшество, косоглазие или заикание; никто не имел в анамнезе глазных болезней (кроме близорукости) и не высказывал жалоб на недостатки зрения.

\r\n

В процессе проведения экспериментов по диоптической методике у 4 заикающихся из этой группы была обнаружена анизейкония (несовпадение размеров образов одного и того же стимула, проецируемого в корреспондирующие зоны сетчатки двух глаз). Это явление обнаруживалось во второй серии опыта, когда слайд, предъявленный в первой серии одному глазу и воспринятый им, во второй серии предъявлялся другому глазу и воспринимался этим глазом. У одного из четырех испытуемых анизейкония отмечалась в трех случаях из 10, т. е. носила непостоянный характер. Сам испытуемый заметил это несоответствие и записал в протоколе опыта: «Во второй серии рисунки, которые я видел в первой серии, изображались более крупно». И дальше, при описании отдельных пар слайдов, он писал: «Эта картина является частью той, что я уже видел, но в более крупном плане» (пара № 4); «рисунок этот является частью виденного уже рисунка, изображающего сцену похода, но в более крупном плане» (пара № 5); «этот рисунок, т. е. часть его, я уже видел, но рисунок дан более крупным планом по сравнению с прежним» (пара № 7).

\r\n

Следует отметить, что во всех трех случаях анизейкония возникла при восприятии рисунка правым глазом (в первой серии этот рисунок воспринимался левым глазом).

\r\n

Интересно, что у этого испытуемого в вышеописанных случаях кроме изменения размеров изображения меняются также и границы поля зрения. Если в первой серии испытуемый видел только нижнюю часть картинки, то во второй серии эту же картинку он видел целиком, считая, что верхняя часть ее — новые компоненты уже виденного, что свидетельствует об увеличении границ поля зрения правого глаза.

\r\n

У двух других испытуемых (К. Д., С. В.) феномен анизейконии возникает при восприятии пары слайдов № 3, структурные особенности которых обусловливают проекцию рисунков в височные зоны сетчатки. Для обоих испытуемых в данном случае характерен тип восприятия, наблюдаемый в норме: они видели изображения с контралатеральным переносом. Но во второй серии оба восприняли портрет Пушкина как данный более крупным планом. («Портрет по размеру больше, чем в первой серии».) Один из этих испытуемых сообщил об изменении размеров изображения при восприятии и пары № 8: «Левая часть рисунка по размеру меньше, чем соответствующая часть рисунка в первой серии». Данное явление снова имело место при восприятии правым глазом, однако здесь речь шла не об увеличении рисунка, а об его уменьшении.

\r\n

Аналогичное уменьшение размеров рисунка при перемещении проекции из левой экспозиции в правую наблюдалось еще у одной испытуемой (А. 3.). При этом снова имела место нестабильность анизейконического эффекта, который наблюдался данной испытуемой лишь в одном случае из 10.

\r\n

Интересный вариант аномалии зрительного восприятия в условиях диоптической экспозиции обнаружился у испытуемого К. С. Восемь раз из десяти в первой серии и все десять предъявлений во второй серии он видел одновременно обе предъявленные картинки. Во всех случаях восприятие было четким, стабильным,

\r\n

адекватным действительному пространственному расположению слайдов. Только при двух первых экспозициях в первой серии опытов этот испытуемый видел один правый слайд. При следующей, третьей, экспозиции слайдов, описанных выше, проекция рисунков в височные зоны сетчатки обеспечивала восприятие картинок, контралатеральное их действительному расположению, что соответствует норме. При этом проекция стимулов в одноименные (височные) зоны сетчатки, по-видимому, стимулировала тот вариант межполушарного взаимодействия, при котором зрительная информация поступает монокулярно в оба полушария одновременно, что обусловливает раздельное восприятие объектов, без бинокулярного наложения и борьбы полей зрения. После проекции картинок в височные зоны сетчатки и раздельного контралатерального восприятия двух слайдов все последующие предъявления воспринимались однозначно: слева — левая картинка, предъявляемая левому глазу, справа — правая картинка, предъявляемая правому глазу. Иными словами, у этого заикающегося в условиях данного опыта оба глаза функционировали независимо друг от друга, монокулярно (одновременное зрение). Напомним, что условием возникновения такого зрения является актуализация контралатеральных связей каждого глаза с полушариями, т. е. тот тип нервных путей, которым с полушариями мозга связываются носовые зоны сетчатки. В данном случае можно было бы предположить, что особенностью строения зрительного анализатора этого испытуемого является полный перекрест зрительных путей и отсутствие ипсилатеральных связей. Однако этому противоречит восприятие третьей пары слайдов, типичное для нормы, т. е. для людей, височные зоны сетчатки глаз которых функционируют нормально.

\r\n

Таким образом, раздельное монокулярное восприятие картинок, характерное для данного испытуемого, видимо, имеет не органическую, а функциональную обусловленность. Особенности восприятия, которые можно расценивать как симптомы нарушения отношений ипсилатеральных и контралатеральных (или «репродуктивных» и «перцептивных») систем, наблюдались и у других испытуемых данной группы.

\r\n

Испытуемая X. Л. в первой серии опытов стабильно в 9 случаях из 10 видела только одну картинку, из двух предъявлявшихся — левую. И при этом в пределах одной картинки, проецировавшейся в один глаз, она видела композицию картинки зеркально трансформированной: левую часть справа, а правую — слева, т. е. так, как бывает в норме при проекции стимулов в височные зоны сетчатки двух глаз одновременно.

\r\n

Постоянство активности только одного левого глаза испытуемой X. Л. наталкивало на мысль об органической недостаточности ее правого глаза. Однако восприятие правым глазом оказалось у этой испытуемой возможным: оно имело место во второй серии опытов, но только после того, как картинка была предъявлена в первой серии левому глазу, воспринята и осознана испытуемой. Однако и во второй серии опытов не было случаев изолированного восприятия только правой картинки, без ее сочетания с левой. Всего лишь три раза воспринималась правая картинка, но и то лишь фрагментарно, на фоне более полного и детального восприятия левой картинки. Причем именно включение правого глаза упорядочивало восприятие левым — в этих трех случаях левый кадр воспринимался правильно, без зеркальной трансформации частей рисунка, как это было при восприятии одной левой картинки.

\r\n

Глубокие нарушения функций бинокулярного зрения в условиях диоптического предъявления сюжетных картинок наблюдались и у испытуемого Н. В. Следует отметить, что данный испытуемый имел четко выраженную пирамидную недостаточность (не мог произвольно управлять мимикой лица).

\r\n

Уже предъявление первой пары слайдов позволило обнаружить эти нарушения. Напомним, что первую пару составляют неравные по силе воздействия картинки: более «слабая» левая («Осень») и более броская правая («Северное сияние»), В этой паре испытуемый воспринимает не «сильный» правый слайд, а более «слабый» — левый. При этом он видит картинку «Осень» дублированной. «В правом углу пейзаж осени, в левом что-то подобное, но серое и перевернутое на 90°»,— записал он.

\r\n

Такой же дефект восприятия наблюдается у этого испытуемого при восприятии 3-й пары слайдов, где вновь воспринят был только левый рисунок и снова в дублированном виде: «На рисунке два больших ребенка и один маленький — это в правом верхнем углу; в левой стороне другая композиция, но серее, с поворотом на 90°». Начиная с четвертой пары слайдов у этого испытуемого имело место адекватное восприятие левого слайда при полном игнорировании правого. Таким образом, для него характерным оказался феномен дублирования воспринятого в ахроматическом варианте с поворотом на 90°.

\r\n

Восприятие дубля картинки с поворотом на 90° может свидетельствовать о частичном отсутствии компенсации перекрута нервных путей в зрительном тракте. При этом следует заметить, что испытуемый не предъявлял жалоб на недостатки бинокулярного зрения. Это по сути дела означало, что отмеченные выше недостатки бинокулярного зрения в реальных условиях компенсируются.

\r\n

Ощущение перевернутости картинки или ее части на 90—180° было отмечено еще у двух испытуемых этой группы (испытуемые Г. Е., М. В.). Но они были менее четко выраженными и не сопровождались дублированием картинок в ахроматическом варианте.

\r\n

Следует отметить, что при восприятии содержательной информации в условиях гаплоскопического зрения у заикающихся был обнаружен ряд типичных отклонений. Причем в основном они имели место у больных, отличавшихся левосторонней сенсорной асимметрией, т. е. признаками левшества в сенсорике. Первое и главное из этих отклонений касается функционирования репродуктивных систем, проявляющегося при восприятии третьей пары слайдов.

\r\n

Среди разнообразия других отклонений нужно выделить как наиболее часто встречающееся анизейконию, т. е. несовпадение размера образов левого и правого глаза. Особый интерес представляет нарушение функций височных зон, так как именно оно может свидетельствовать об изменениях билатеральной системы в зрительном анализаторе заикающихся. Поэтому функции отдельных зон были дополнительно исследованы у заикающихся с помощью фузионной методики, дающей возможность более детального и дифференцированного анализа.