Речевые расстройства при опухолях теменной доли

При поражениях теменной доли могут быть также речевые расстройства. Задние и особенно нижние отделы теменной доли являются филогенетически наиболее молодыми и присущими только человеку, а следовательно, и функционально они представляют собой наиболее сложные образования, имеющие непосредственное отношение ко второй сигнальной системе, свойственной только человеку. При поражениях лобных долей страдает моторика речи, при поражениях височной доли — слухо-речевой анализ и синтез, а при поражениях теменной доли — смысловая сторона речи. Смысловая сторона речи представляет собой наиболее сложную часть языка. Чтобы выразить мысль, надо поставить слова в определенные соотношения, которые осуществляются грамматической системой языка. Например, достаточно переставить два слова в разных падежах, как смысл резко меняется («брат отца» и «отец брата»).

Наблюдается так называемая семантическая афазия. Эти расстройства речи исследуются очень редко и поэтому обычно не выявляются. Больной хорошо говорит, правильно конструирует простые фразы, понимает обращенную к нему речь и поэтому выявить семантическую афазию необходимо специальными пробами. У больного нарушается представление о грамматической структуре, о грамматических отношениях, и как только меняется грамматическая структура фразы, больной перестает понимать смысл фразы. При исследовании у таких больных наблюдаются следующие дефекты. Так, например, больной не понимает простых флексивных отношений. Если вы предлагаете больному показать положенные перед ним «ключ», «карандаш», «ручку», он делает это очень хорошо. Но как только вы усложняете задание, изменяя падеж, больной не в состоянии выполнить задание; например, он не может показать «ключом — карандаш», «карандаш — ручкой» и т. п. Исчезает понимание атрибутивных конструкций страдательного падежа: «мамина дочка» «дочкина мама», «брат отца», «отец брата».

Больной не понимает отношения, выраженные предлогами, например «над» и «под». Он не может нарисовать крест «под кружком» или «крест в кружке». Для него очень трудны сравнительные конструкции, например «больший» или «меньший», или инвертивные конструкции, например «солнце освещает землю» или «земля освещается солнцем». Невозможно также понимание развернутых грамматических структур. Например, «Я позавтракал после того, как нарубил дрова», что я сделал раньше: позавтракал или нарубил дрова? Больной не понимает.

Такого рода смысловые расстройства речи наблюдаются нечасто. Однако при тщательном исследовании они могут быть выявлены иногда в стертой форме, но для диагностики процессов теменной доли они имеют большое значение.

При процессах в нижней теменной дольке отмечается и амнестическая афазия, но она имеет здесь другую структуру, чем при поражениях пограничных височно-затылочных систем. В основе ее лежит не нарушение акустического следа слова, а нарушение той логической системы понятий, которой пользуется каждый человек для припоминания названия предмета. Отсюда основная разница заключается в том, что при амнестической афазии, являющейся результатом поражения височной коры, подсказка не помогает, а при поражении коры теменной области помогает.