Психические нарушения при эпилепсии

Психические нарушения при эпилепсии медленно развиваются в межприпадочном периоде. Они определяют эпилептический процесс, являются специфическими. Тип припадков без учета всей клинической картины заболевания не может служить основанием для диагностики эпилепсии. Эпилептические изменения личности у детей изучались многими авторами.

Определяющими являются две группы симптомов: инертность психической деятельности сочетается со взрывчатостью, неустойчивостью эмоциональных реакций больного. Наиболее резко изменяется аффективная сфера ребенка — развиваются вязкость и напряженность аффекта, инертность, трудность переключения. Дети становятся излишне обстоятельными, аккуратными до педантизма, с трудом могут переключаться с одного дела на другое. Это может сочетаться с повышенной силой инстинктов, растормаживанием влечений, развитием жадности, собственничества, сочетающегося с недружелюбием в отношении к окружающим, иногда агрессивностью. Выявляется полюсность эмоций: льстивость, угодливость, слащавость сочетается с взрывчатостью, злобностью, резкими аффективными вспышками. В школе такие дети могут быть подчеркнуто направлены, озабочены, следят за порядком, навязчиво требуют от других выполнения режимных моментов и в то же время в состоянии аффекта бывают злобными, агрессивными. Сила аффекта часто не соответствует ничтожности повода.

Особенно тяжелые аффективные изменения личности развиваются при эпилептических дисфориях, которые могут сочетаться с другими видами припадков или существовать как эквиваленты эпилептических припадков. У больных возникают хмурый фон настроения, тоска, подавленность, разрушительные тенденции, которые могут делать больного социально опасным.

У детей раннего возраста может не быть вязкости аффекта. В структуре эпилептических изменений личности у них могут доминировать двигательное беспокойство, суетливость. Злобность и раздражительность очень характерны для маленьких эпилептиков, но отличаются нестойкостью.

Инертность психических процессов сказывается и в интеллектуальной сфере ребенка. Больной может хорошо заниматься, отличается устойчивым вниманием, собранностью, не утомляется на занятиях. В то же время он медлителен, отстает от других детей, ему очень трудно даются переключения от одного вида занятий к другому. Отличительными чертами интеллекта являются бедность ассоциаций, невозможность быстро уловить и выяснить главное, слабость обобщений при излишней детализации.

Речь больных эпилепсией, особенно маленьких, становится замедленной, растянутой, иногда подчеркнуто эмоциональной, со слащавостью. Дети употребляют ласкательные слова, часто пользуются уменьшительными суффиксами. У старших детей иногда появляются своеобразные изменения модуляции голоса (высокий, «евнухоидный» голос).

При прогрессирующем типе течения эпилепсии у половины больных, по данным Г. Е. Сухаревой, развивается эпилептическое слабоумие, особенно быстро у детей младшего возраста. В структуре эпилептического слабоумия остаются специфические для эпилепсии черты — инертность, медлительность, часто присоединяется эйфоричность, дурашливый фон настроения, появляется суетливость, двигательная расторможенность.