Лечение церебрального паралича у детей

Основное значение для восстановления — развития двигательных функций ребенка имеют лечебная физкультура, массаж, теплые ванны. Чем раньше начато лечение, тем оно эффективнее. Для отечественной школы детских невропатологов характерен физиологический подход к системе лечебных мероприятий, позволяющий учитывать влияние афферентации, особенно кинестетической, для развития двигательных функций, использовать синкинезии, главным образом имитационные, включать зрительный, слуховой и тактильный анализаторы в зависимости от особенностей больного ребенка. Такое направление является научно обоснованным и наиболее плодотворным. При общности принципов комплекса лечебной физкультуры для спастических параличей необходимо разработать для каждого ребенка индивидуальные упражнения с учетом особенностей распределения и силы поражения. Методика занятий лечебной физкультурой должна вырабатываться методистом по лечебной физкультуре совместно с лечащим врачом. Занятия проводятся систематически под их контролем и руководством. Наилучшие результаты дают упражнения в теплой воде, когда ослабевает тонус спастически сокращенных мышц и уменьшается сила тяжести. В последние годы Н. Е. Мольская начала проводить лечение с помощью особого аппарата миотона по индивидуальной программе сокращения парализованных мышц под влиянием электрического импульса от аппарата.

В системе лечения детей с детскими церебральными параличами особое значение имеет правильное положение конечностей. Совместная работа детского невропатолога и ортопеда на всех этапах, начиная с самых ранних, является необходимым условием успешности лечения. Ортопедическая помощь, придание парализованным конечностям правильного положения помогают предупредить деформации и контрактуры. Медикаментозное лечение играет только дополнительную роль. Применяют курсы инъекций витамина В12 по 100—200 мкг в сутки, через день, 15—20 на курс.

Прием медиаторов за 20—30 минут до занятий лечебной физкультурой увеличивает объем возможных движений. Наиболее эффективным при детском церебральном параличе является галантамин (нивалин). Водный 0,25% раствор галантамина для подкожного введения назначают детям в возрасте 1—2 лет по 0,1—0,2 мл, 3—5 лет — по 0,2—0,4 мл, 7—8 лет — по 0,3—0,8 мл, на курс 20—30 инъекций. При повышенной чувствительности или передозировке галантамин может вызвать головокружение, брадикардию, слюнотечение и некоторые другие расстройства. Эти токсические явления быстро снимаются атропином. Для снижения мышечного тонуса можно назначать perosартан, дибазол в соответствующих возрасту дозах. Мидокалм назначается внутрь по 1/4—1 таблетки (в таблетке 0,05 г) 3 раза в день. Курс лечения 3—4 недели с перерывом в 1 месяц. У некоторых больных могут наблюдаться токсические явления — головная боль, повышенная раздражительность, плохой сон. В таких случаях следует отменить мидокалм или сделать перерыв и начать следующий курс в меньших дозах.

Прием артана уменьшает гиперкинезы. В последние годы получены положительные результаты при введении в спастически сокращенные мышцы алкоголя или никотиновой кислоты.

Для улучшения психического развития детей рекомендуется лечение глютаминовой кислотой в следующей дозировке: детям 6—12 месяцев но 0,1 г на прием, а 1% раствор по 1/2—1 чайной ложке 3 раза в день. Детям старше 1 года глютаминовую кислоту назначают из расчета 1 г на год жизни в сутки, деля суточную дозу на три—четыре приема. Суточную дозу глютаминовой кислоты можно увеличивать, но не более 6 г на 1 год жизни ребенка. Не следует увлекаться большими дозами, так как могут наблюдаться побочные явления: возбуждение, рвота, жидкий стул. при уменьшении дозировки эти явления быстро проходят. Возбужденным больным назначать глютаминовую кислоту не рекомендуется, так как у них обычно усиливается возбуждение.

Следует проводить повторные курсы лечения церебролизином. Курс лечения состоит из 20—30 инъекций 0,25% раствора церебролизина по 0.1—0,2—1 мл в зависимости от возраста больного. Курс повторяют через 0.5—2 месяца, в дальнейшем проводя 2—3 курса в год.

Имеются сообщения о положительных результатах лечения пирогеналом. Препарат вводят внутримышечно от 30 до 200 М. П. Д. на инъекцию детям младшего возраста и 300—500 М. П. Д. детям старшего возраста через 1—2 дня. Курс лечения 15—20 инъекции. Препарат ампулирован по 1 мл с содержанием 100, 250, 500 и 1000 М. П. Д. пирогенала. при применении пирогенала могут наблюдаться головная боль, боли в суставах и пояснице, тошнота и рвота. Все эти явления исчезают после нормализации температуры. Японский препарат Hammolon, выпущенный в таблетках для приема внутрь, по составу относится к аминокислотам. Получены положительные результаты, особенно в отношении улучшения психических функций. Назначают по 3—8 таблеток в сутки (в зависимости от возраста ); на курс лечения до 500 таблеток.

Общеукрепляющее лечение, прием витаминов группы В и аскорбиновой кислоты имеют значение для улучшения общего состояния ребенка и повышения его сопротивляемости различным инфекционным заболеваниям. Истощенным детям показан курс (не более 4 недель) лечения анаболическими стероидами под наблюдением врача. Особо важное место в комплексе лечения больных с детским церебральным параличом имеет назначение противоэпилептических средств. Наиболее эффективно сочетание противосудорожных препаратов с дегидратацией.

Весьма важное место в комплексе лечения больных с детскими церебральными параличами занимает ортопедическая — консервативная и хирургическая помощь. В санаториях для детей с заболеваниями опорнодвигательного аппарата неврогенного происхождения (Евпатория, Пятиюрск, Одесса и др.) разработаны комплексы лечения, накоплен большой опыт, созданы кадры врачей и среднего персонала, идет постоянное совершенствование и уточнение комплекса лечения с включением климатических и бальнеологических факторов (грязевые аппликации, купание в море и др.). В клиническом санатории Министерства обороны СССР в Евпатории комплексная работа детских невропатологов и ортопедов дает хорошие результаты. Работники санатория отмечают большое значение для психического развития больного ребенка возможности вертикального положения тела и самостоятельного передвижения. Педагогическая работа с больными имеет свои особенности и трудности, но очень важна в комплексе других мероприятий. Организация специальных учреждений для длительного (годами) систематического комплексного лечения, воспитания и обучения требует своего дальнейшего расширения и развития. Одной из форм являются специальные санатории-школы, школы-интернаты с правильно организованным комплексным лечением и обучением детей как с нормальным и мало сниженным интеллектом, так и для детей, которым необходимо обучение во вспомогательных школах. В приложении приведены результаты, полученные О. К. Сенько, И. К. Афанасенко, В. И. Алещенко и В. А. Квпташ в Евпаторийском детском клиническом санатории Министерства обороны СССР (начальник санатория Л. И. Померанский).