Формы детских неврозов

Наиболее легкой формой детских неврозов является так называемая детская нервность, по поводу которой родители редко обращаются к врачебной помощи, пока она не переросла в выраженное невротическое состояние. Детская нервность проявляется эмоциональной неустойчивостью, склонностью к слезам и капризам. Последние далеко не всегда являются результатом плохого воспитания, а чаще — следствием нарушения нервного равновесия ребенка.

Иногда при детской нервности имеют место потеря аппетита и расстройство сна.

Нарушению аппетита нередко способствуют сами родители и воспитатели, борящиеся с капризами ребенка тем, что дают ему то конфету, то булку, подавляя тем самым и безусловную и условную пищевую деятельность. Отрицательное значение имеет сочетание подавленного настроения у ребенка с приемом пищи. В качестве моносимптома при детской нервности иногда развивается ночной страх или отдельные фобии — темноты, одиночества, реже отдельные тикозные подергивания.

Выраженными формами детских неврозов являются неврастения и истерия. Психастения встречается редко и обычно у подростков.

Чаше неврастения у детей развивается под влиянием длительно действующего перенапряжения нервных процессов, в связи с чем и начинается она постепенно, подостро. Однако она может иметь и острое начало, если вызвавшие ее переживания действовали экстренно в качестве сверхсильного раздражителя.

Клиническая картина неврастении у детей слагается из раздражительной слабости, понижения трудоспособности, появления фобий, плохого сна и вегетативных нарушений.

Раздражительная слабость у детей младшего возраста находит свое выражение в капризах, у более старших — в вспыльчивости и аффективной неустойчивости.

Раздражение у детей вызывают сделанные им замечания окружающих, предъявленные к ним требования, просьбы младших детей и т. д. В школьные годы у больного неврастенией ребенка раздражение вызывают арифметическая задача, которую не удается быстро решить, клякса, поставленная в тетради, не сразу найденная книга и т. п.

Нередко у больных неврастенией развивается обидчивость и подозрительность, вследствие чего портятся их отношения со сверстниками, что еще больше усиливает нервное состояние.

Трудоспособность детей при заболевании неврастенией понижается, утомление возникает очень быстро, задания, ранее легко ими выполняемые, теперь они выполнить не могут, что еще сильней их раздражает. Дети начинают неохотно посещать школу, заявляя, что им все надоело, что в школе скучно. Они предпочитают лежать без дела, сердятся, когда их привлекают к работе.

У детей дошкольного возраста истощение нервных клеток при неврастении также выражается утомляемостью, дети устают от однообразных игр, ищут в них разнообразия, капризничают, а иногда засыпают.

Суточная цикличность смены настроения и деятельности, имеющая место при неврастении взрослых, у детей не наблюдается. Большая слабость нервных клеток у детей определяет их быструю истощаемость. С другой стороны, вследствие большей пластичности нервных клеток в детском возрасте, восстановление их достигается поверхностным торможением. Поэтому циклы торможения и возбуждения при неврастении детей короткие, а настроение больного ребенка меняется беспорядочно, несколько раз в день.

Следует отметить, что перемена игры, отвлечение на новые впечатления восстанавливает нервную деятельность детей иногда лучше, чем тревожный ночной сон, наполненный тяжелыми сновидениями.

Сон у детей, больных неврастенией, нарушен. Они засыпают медленно, с трудом. Перед сном нередко развивается состояние возбуждения, зависящее от неравномерного торможения коры и подкорковой области : ослабленная кора затормаживается быстрей, чем подкорковая область и положительно индуцирует последнюю.

У детей, больных неврастенией, крепкого сна не бывает; они спят поверхностно, с кошмарными сновидениями. Утром дети, больные неврастенией, нередко просыпаются поздно, вялыми, долго лежат в постели, раздражаются, если их поднимают, капризничают, плачут.

Аппетит, особенно в утренние часы, понижен. Дети отказываются от завтрака, едят медленно, неохотно, все кажется им невкусным, неприятным.

Иногда при детской неврастении появляется рвота и запоры; другие диспептические нарушения встречаются редко.

У детей, больных неврастенией с выраженной тормозимостью, наблюдается затруднение мочеиспускания в присутствии посторонних и даже близких людей.

Сердечно-сосудистые нарушения проявляются преимущественно сердцебиениями, реже экстрасистолией.

Обычным симптомом неврастении является головная боль.

Слабость внутреннего торможения обусловливает при детской неврастении частое развитие состояния страха и фобического синдрома. Дети становятся боязливыми, робкими, застенчивыми. Появляется боязнь школьных экзаменов, ответов у доски, оживает ранний детский страх темноты или одиночества, появляются фобии и иногда двигательный ритуал.

Если воспитание ребенка строится на повышенных заботах о его здоровье, у него может развиться боязнь различных заболеваний и смерти, повышенная мнительность.

У детей, больных неврастенией, могут также иметь место отдельные навязчивые мысли.

Так, у девочки, 10 лет, неврастения развилась в связи с расслоением семьи. Одним из симптомов заболевания явился страх одиночества и навязчивая мысль о том, что все должны умереть. Если девочка оставалась одна, она ритмично, в такт с тиканием часов, стучала по столу, «заглушала страх звуками». Ритмическое постукивание стало появляться при всех трудных для нее положениях.

У сына врача неврастенический симптомокомплекс развился в 12-летнем возрасте. Под влиянием слышанных им разговоров у ребенка появилась фобия паралича и навязчивое шевеление пальцами рук и ног с тем, чтобы убедиться в его отсутствии.

Частым симптомом неврастении у детей является негативизм, как выражение ультрапарадоксальной фазы при развитии запредельного торможения. Дети начинают поступать обратно тому, что от них требуется и что им предлагают. Одним из проявлений негативизма может стать отказ от пищи, особенно если он вызывает повышенное беспокойство родителей, которые то принуждают насильно, то упрашивают ребенка есть.

Серьезное значение приобретает негативизм в школьном возрасте, когда дети-неврастеники начинают отказываться учиться.

При правильном лечении детская неврастения имеет благоприятное течение и быстро заканчивается выздоровлением. У детей крайне слабого типа и при неблагоприятных условиях воспитания течение неврастении затягивается, или она периодически повторяется при каждом новом перенапряжении нервных процессов.

Частое развитие истерии в детском возрасте было отмечено уже давно.

Брунс (Bruns) считает, что xi« всех заболеваний истерией падает на детский возраст.

Частое возникновение истерии у детей объясняется физиологическими особенностями высшей нервной деятельности в детском возрасте : слабым развитием второй сигнальной системы и преобладанием подкорковой деятельностии и первой сигнальной системы.

Причиной заболевания детей истерией является перенапряжение нервной системы различными неблагоприятными условиями воспитания и воздействиями внешней среды. Заболевание истерией встречается в самом раннем детском возрасте, часто в моносимптоматической форме.

Симптоматика детской истерии имеет большое сходство с проявлениями истерического невроза у взрослого человека.

На первом месте у детей стоит повышение эмоциональной возбудимости. На все события своей жизни дети, больные истерией, реагируют бурными аффективными проявлениями горя и радости. Иногда у таких детей под влиянием воспитания развивается эгоизм и эгоцентризм, еще более усиливающийся вследствие выраженного у них процесса отрицательной индукции. Привязанность к близким людям сопровождается у них повышением мнительности, ревности и обидчивости.

Склонность к развитию отрицательной индукции в соединении с эмотивностью создает у детей, больных истерией, повышенную впечатлительность. Благодаря ей они не только сильно реагируют на полученные впечатления, но и имитируют их. На этом механизме основано появление у детей, больных истерией, различных подергиваний, тиков, судорог, контрактур, обусловленных впечатлением от виденных ими больных с соответствующими симптомами. Нередко механизм подражания лежит и в основе заикания.

Дети, больные истерией, обладают сильно развитой фантазией и воображением. Именно больным истерией детям свойственны мысли о плохом к ним отношении родителей, несправедливости, предпочтении им других детей. Незначительные проявления невнимания или строгости под влиянием их фантазии расцениваются ими как события крупного значения.

Иногда у детей, больных истерией, фантазия достигает размеров патологической лживости, причем нередко дети сами верят рассказываемым ими фантастическим историям (мифомания). Развитию патологической лживости у детей, больных истерией, способствует слабость корковых клеток и развитие вследствие этого гипноидных состояний, во время которых слабые раздражители — мечты и фантазии — приобретают силу и яркость действительности (парадоксальная фаза) и не могут быть подвергнуты критике.

Больная истерией Лида, 12 лет, рассказывала подругам в школе об истязаниях, которым ее подвергает неродная мать и о своих неоднократных попытках бежать из дома. Посещение ее на дому установило фантастичность рассказанных девочкой историй. Отношение к ней со стороны родителей хорошее, заботливое, с младшими детьми она живет дружно, но мать отмечает у нее повышенное чувство ревности : девочка не выносит, если при ней ласкают других детей, обижается, плачет. Рассказ о том, что мать у нее неродная, ею выдуман. Сон плохой, с кошмарными сновидениями, содержание которых составляют различные варианты разлуки с матерью. Больная любит читать, но предпочитает современной литературе старинные романы. Заболевание было вызвано длительной разлукой с матерью.

Часто при детской истерии имеют место явления локального торможения — парезы, монопарезы, параличи, мутизм, амавроз. Развитие паралича иногда бывает следствием остро пережитого страха. Иногда развивается астазия-абазия.

Так, например, девочка, 9 лет, очень самолюбивая и честолюбивая по характеру, кроме того, избалованная похвалами родных, упала во время танцев, что вызвало смех и шутки окружающих. Подняться с пола она не смогла, ее перенесли на диван, причем было обнаружено, что в лежачем положении все движения у нее сохранены, а стоять и ходить она не может. Заболевание длилось полтора месяца и было излечено внушением.

Наиболее частым проявлением истерии у детей является судорожный плач и смех — «истерики» — как проявление подкоркового возбуждения. Иногда возбуждение распространяется на весь двигательный анализатор : дети падают, колотят о пол руками и ногами, кричат, плачут. Такое возбуждение может сопровождаться потерей сознания — возникает типичный истерический припадок. Галлюцинациями истерические припадки у детей сопровождаются относительно редко.

Нередким симптомом детской истерии являются отдельные гиперкинезы ; при распространении судорожных подергиваний на все тело клиническая картина истерии напоминает хорею.

Расстройство кожной чувствительности у детей, больных истерией, встречается реже, чем у взрослых.

На ощущение сжатия в горле (истерический ком) дети жалуются часто.

Из вегетативных расстройств у детей, больных истерией, встречается анорексия, приводящая иногда к тяжелому соматическому истощению, сердцебиения и экстрасистолии, нарушение дыхания в виде одышки или появления шумных, быстрых и коротких судорожных вдохов.

Нарушение процесса мочеиспускания протекает или в форме анурии, вследствие спазма сфинктера, или проявляется учащенной потребностью к мочеиспусканию, что указывает на повышенную возбудимость нервной системы.

Частым симптомом детской истерии являются состояния страха в форме повышенной боязливости и фиксированных фобий, иногда сопровождаемых двигательным ритуалом.

Патофизиологический механизм детской истерии, так же, как и истерии взрослых людей, состоит в разлитом тормошении коры больших полушарий головного мозга и возбуждении, вследствие положительной индукции подкорковой области.

Эти нарушения высшей нервной деятельности при истерии детского возраста были экспериментально доказаны Н. И. Красногорским с помощью методики выработки слюноотделительных и глотательных условных рефлексов. Им были установлены повышенная истощаемость нервных клеток больших полушарий, их невыносливость к действию сильных и длительных раздражителей и развитие запредельного торможения с фазовыми состояниями при действии различных раздражителей.

Если сомнение вызывает возможность целенаправленности при истерии взрослого человека, которую И. П. Павлов рассматривает как «роковые физиологические отношения», тем более невероятна целевая установка при истерии в детском возрасте.

То, что обычно рассматривают как стремление добиться цели, на самом деле является результатом изменившихся физиологических закономерностей.

М. И. Иогихес приводит историю болезни 9-летней девочки с истерической гемиплегией. Девочка заболела под влиянием тяжелой семейной обстановки, брани и угроз со стороны обоих родителей. В больнице быстро поправилась под влиянием внушения и была здорова, пока случайно не подслушала о готовящейся выписке в домашнюю обстановку. При этом известии у нее развилась афония.

Для каждого непредвзятого исследователя ясно, что симптом представлял собой не способ добиться оставления в больнице, а следствие развившегося запредельного торможения под влиянием грозящей выписки в тяжелые, пугающие ребенка условия.

Патофизиологический механизм развития симптома в этом случае настолько ясен, что можно высказать предположение о причинах развития именно афонии. В момент подслушивания у девочки возникло желание вскрикнуть, затем просить, чтобы ее не выписывали ; запредельное торможение развилось в наиболее активно участвующей в травмировавшем переживании перевозбужденной функции.

Течение истерии детского возраста зависит как от особенностей типа высшей нервной деятельности ребенка, так и от условий его воспитания и особенностей окружающей внешней среды.

Значение имеет астенизация нервной системы перенесенными соматическими заболеваниями. Истерические реакции у детей могут прекращаться под влиянием одного лишь устранения патогенных внешних воздействий, но иногда бывает необходимо специальное лечение.

Прогноз при детской истерии вообще благоприятный, но при невозможности устранения вызвавших заболевание причин истерические симптомы могут закрепляться и заболевание принимает затяжную, хроническую форму.

Неблагоприятное течение может принять истерия у детей с умственным недоразвитием (дебильность). Деятельность коры больших полушарий и особенно второй сигнальной системы у них резко ослаблена, нервные клетки легко истощаются, что ведет к развитию запредельного торможения с фазовыми состояниями в коре больших полушарий и перевозбуждению подкорковой области.

Истерические проявления у детей-олигофренов имеют примитивный характер : судорожные подергивания, иногда судорожные припадки, мутизм, монопарезы. Часто развивается патологическая лживость. Такие больные легко внушаемы и при условии недостаточного развития второй сигнальной системы и отсутствия критического отношения к окружающему и внешним влияниям могут стать жертвой людей с преступными наклонностями.

Психастения у детей развивается в пубертатном возрасте и первым проявлением ее является все усиливающееся резонерство, идущее в ущерб эмоциональным проявлениям и физической деятельности.

Дети начинают рассуждать на различные отвлеченные темы, то не имеющие существенного значения, то относящиеся к сложным проблемам. Часто темой таких рассуждений являются вопросы половой жизни. Обдумывание таких вопросов принимает навязчивый характер, появляются отдельные навязчивые мысли, фобии, защитный навязчивый ритуал и стремление к точности, к совершенствованию своих поступков и поведения.

Дети становятся при этом более вялыми, апатичными, бездеятельными ; более того, всякий вид деятельности, особенно физический, их начинает тяготить. Они предпочитают думать, мечтать, читать, но не играть и не работать.

Общение со сверстниками для детей, больных психастенией, становится трудным. Они не находят общих тем для разговоров, им трудно участвовать в общих играх и развлечениях. Эмоциональная сфера детей, больных психастенией, меняется в двух направлениях : или они становятся менее эмоциональными, или, наоборот, повышенно чувствительными. При этом внешние раздражители действуют тем более болезненно, что вследствие слабого развития чувства реального разобраться в их значимости дети не могут.

При тяжелом течении психастении развивается полная потеря чувства реальности, приводящая к искаженному восприятию действительности, как туманной, неясной, похожей на сновидение.

Особой формой невротических состояний у детей является логоневроз или заикание. Сущность речевых нарушений заключается в расстройстве моторики (моторной аномалии), специально речедвигательного анализатора. Причины этого нарушения могут быть различны.

Многие случаи косноязычия и заикания связаны, видимо, с внутриутробной или родовой травмой. Однако часть поражений речевого аппарата, проявляющихся заиканием, связана с психотравмами и подражанием, т. е. имеет функциональный характер.

Нарушения речевой моторики в виде косноязычия и отчасти заикания, не включаются в группу неврозов. Невропатологам практически не приходится иметь с ними дела, так как изучение и лечение их проводится в специальных логопедических кабинетах.

Заикание интересует нас как симптом, сопровождающий детские неврозы, и как толчок к развитию невротических состояний.

У детей-невротиков заикание может возникнуть под влиянием сильного впечатления или чувства страха. Ребенок пытается выразить свою мысль словами, но не может сделать этого под влиянием внешнего или запредельного торможения. Он останавливается, не закончив слова, снова начинает его и т. д. Естественно, что при этом нарушается функция дыхания.

Возникшее функциональное нарушение в дальнейшем закрепляется условно-рефлекторным путем.

Процесс подражания (имитационный процесс) является свойством высшей нервной деятельности раннего детского возраста, на котором строится все развитие ребенка.

У детей с ослабленной высшей нервной деятельностью, а также принадлежащих к резко выраженному художественному типу, с повышенной внушаемостью, заикание может возникнуть из подражания форме речи, привычной для ребенка или случайно услышанной и поразившей воображение (патологический рефлекс). Заикание нарушает нормальное общение с окружающей ребенка социальной средой, создавая тем самым возможность перенапряжения нервных процессов. Общение такого ребенка с другими детьми затруднено, его плохо понимают, иногда он становится объектом шуток, насмешек ; в школьные годы заикание препятствует нормальному прохождению школьных занятий.

Все эти причины способствуют развитию у ребенка невроза, обычно в неврастенической форме.

Возможность развития или усиления невротического состояния у ребенка, страдающего заиканием, требует направления его для лечения в специальный логопедический кабинет для исправления дефекта речи.