Физиологические особенности высшей нервной деятельности в период детства

Неврозы детского возраста во многом отличаются от функциональных нервных заболеваний взрослого человека.

Это различие объясняется особенностями высшей нервной деятельности ребенка, значительно отличающейся от деятельности вполне сформированной нервной системы взрослого человека.

Экспериментальные исследования Н. И. Красногорского, начатые в 1907 г., установили у здоровых детей быстрое образование и легкое угашение положительных условных глотательных и слюноотделительных рефлексов, что указывает на достаточную силу и подвижность раздражительного процесса.

Что касается внутреннего торможения, то оно относительно слабо ; степень развития его идет параллельно с возрастом ребенка.

В 30-х годах текущего столетия сотрудники А. Г. Иванова-Смоленского экспериментально, при помощи разработанной ими методики

выработки хватательного условного рефлекса, подтвердили эти данные. Они установили, что внутреннее торможение тем сильней, чем старше ребенок, и что у детей младшего возраста преобладает процесс внешнего торможения.

Ими было показано также значение индивидуальных, типологических особенностей в процессе образования положительных и отрицательных условных рефлексов у детей.

Онтогенетическое развитие ребенка начинается с появления у него в первые часы внеутробной жизни безусловных рефлексов, которые не остаются стабильными, но продолжают совершенствоваться и развиваться в течение длительного времени.

Возможность образования условнорефлекторных связей в первые дни жизни новорожденного, по мнению Н. И. Касаткина, является сомнительной и не доказанной, вследствие возможности смешения их с усложняющимися по мере развития безусловными рефлексами.

По-видимому, первые условные рефлексы у новорожденного образуются с интероцепторов в возрасте приблизительно 10 дней постнатальной жизни, но остаются крайне непостоянными.

Лишь со второго месяца жизни ребенка можно выработать у него прочную условнорефлекторную связь; к 6 месяцам жизни условные рефлексы образуются со всех анализаторов.

Приспособление ребенка ко внешней среде происходит с этого времени более совершенно, при помощи деятельности первой сигнальной системы, хотя безусловнорефлекторные и вегетативные реакции продолжают иметь главенствующее значение.

Много позже начинается развитие второй сигнальной системы, речевой деятельности.

Речь ребенка развивается под влиянием постоянно обращаемой к нему речи взрослых. Бурно развиваясь в период 2—3-летнего возраста, вторая сигнальная система окончательно созревает и формируется лишь много позже, постепенно приобретая господствующее значение и оказывая тормозное влияние на деятельность первой сигнальной системы.

В связи с постепенным развитием второй сигнальной системы, особенностью детского возраста является преобладание первой сигнальной системы и непосредственно с ней связанной эмоциональной деятельности.

Вследствие особенностей структуры высшей нервной деятельности ребенка, он реагирует на внешние раздражители прежде всего эмоционально, так как еще не способен к обдумыванию, критическому отношению к происходящим вокруг него событиям. Эти особенности высшей нервной деятельности ребенка делают его особенно ранимым и чувствительным к воздействиям внешней среды.

Следует принимать во внимание также иной масштаб оценки внешних событий в детские годы по сравнению со взрослым периодом жизни. Кругозор ребенка значительно ^же, чем взрослого человека, круг его деятельности ограничен пределами семьи или детского сада. Поэтому ребенок может остаться безразличным к важным событиям, происходящим вокруг него, и быть травмированным незначительными, по мнению взрослых, впечатлениями. Именно благодаря этому шутки, кажущиеся взрослым безобидными, оскорбляют ребенка, небрежное отношение к нему, случайное невнимание воспринимается, как большое горе.

Значительные изменения в поведение и характер высшей нервной деятельности ребенка вносит период полового созревания.

Новые ощущения и потребности, пробуждающиеся в организме, вызывают резкие сдвиги в характере подростка; изменяется и его отношение к окружающему. Появляется стремление к самостоятельности, начинает развиваться критическое отношение к окружающим его людям, часто ошибочное, вследствие отсутствия жизненного опыта и неустановившихся убеждений. Прежнее детское послушание сменяется недисциплинированностью, а иногда негативизмом, стремлением делать обратное тому, что от него требуют взрослые. Все это создает особенности поведения, характерные для подросткового периода.

Формирование высшей нервной деятельности ребенка на всех возрастных этапах его жизни зависит не только от биологических особенностей данного периода, но еще больше от воздействий внешней среды, от характера воспитания.

Под влиянием правильного воспитания даже критические, переломные возрастные периоды могут протекать без резких сдвигов в поведении.

Так, например, слабость внутреннего торможения, свойственная детскому возрасту, может быть еще более усилена баловством и изнеживающим ребенка характером воспитания.

Слишком сильное подавление инициативы и самостоятельности ребенка способствуют развитию черт слабого общего типа, сохранению детского рефлекса естественной осторожности.

Даже степень развития и особенности взаимодействия сигнальных систем зависят не только от врожденных особенностей типа высшей нервной деятельности, но и от характера последующих воздействий. Воспитание может развить, усилить у ребенка его фантазию, воображение и повышенную эмоциональность, способствуя, таким образом, формированию художественного типа с преобладанием первой сигнальной системы.

Наоборот, воспитание, сдерживающее эмоциональную деятельность ребенка — его фантазию, воображение — и развивающее вторую сигнальную систему, способствует образованию среднего или мыслительного типа высшей нервной деятельности.

Большое значение имеет развитие у ребенка правильного отношения к окружающей его социальной среде, в основе которого лежит выработка сложного динамического стереотипа.

Г. Е. Сухарева пишет: «Для того чтобы лучше понять сущность этих возрастных психических изменений, необходимо учесть, что каждый новый возрастной этап знаменуется не только своими физиологическими особенностями, но и новыми потребностями, новыми взаимоотношениями с окружающей средой (общественной средой). Если ребенок не подготовлен к ним всей предыдущей своей деятельностью и условиями воспитания, если окружающая ребенка среда не создает гармонического соотношения между потребностями и возможностями, то могут возникнуть патологические реакции и патологические черты в развитии его личности».

Специфические черты высшей нервной деятельности детского возраста определяют характер возникающих нервных заболеваний, а также особенности внешних воздействий, становящихся для ребенка патогенными.