Развитие в России врачебного санитарно-пищевого надзора

В двух столицах санитарный надзор за пищевыми продуктами и торговлей ими был поручен специальной врачебно-санитарной организации. В Петербурге в 1894 г. был учрежден постоянный штат «торгово-базарных санитарных смотрителей-врачей» в количестве 12 человек. Этот штат в период крупных холерных эпидемий в Петербурге в 1909 и 1910 гг. временно был увеличен. Перед первой мировой войной количество торговых врачей в Петербурге было увеличено до 20 человек.

В Москве в начале 90-х годов имелось 10 «базарных смотрителей- врачей», число которых оставалось неизменным до Великой Октябрьской социалистической революции.

Эффективность работы врачей-смотрителей была весьма незначительна, ввиду огромного числа очень мелких пищевых и торговых предприятий, а также вследствие отсутствия прав у этих врачей и отсутствия законодательства, определяющего требования к пищевым продуктам и к условиям их производства. Главной же причиной отсутствия эффективности в работе врачей-смотрителей была капиталистическая система производства пищевых продуктов и торговли ими с неизбежным стремлением к максимальной наживе за счет покупателя.

За пищевыми предприятиями санитарный надзор мог осуществляться лишь эпизодически, и то главным образом ограничивался так называемой «туалетной» санитарией, т. е. вопросами общего благоустройства предприятия, чистотой его содержания и другими вопросами внешнего санитарного благополучия. Весьма ограниченное число пищевых врачей по существу не могло в борьбе за качество продукции влиять на ее технологию и рецептуру. Технологические процессы и рецептура были засекречены прежде всего от посторонних заведению лиц, если этот способ давал их обладателям большие прибыли. Такое положение до сих пор еще имеет место в капиталистических странах.

Первая лаборатория для исследования пищевых продуктов была открыта в Одессе в 1878 г. проф. Б. Ф. Вериго на его личные средства. В Петербурге санитарная станция впервые была устроена в 1888 г. при гигиенической лаборатории Военно-медицинской академии Обществом охранения народного здравия. После длительных хлопот проф. Ф. Ф. Эрисмана и многочисленных обсуждений в Московской думе в Москве в 1891 г. была учреждена санитарная станция при кафедре гигиены медицинского факультета Московского университета. Затем и в некоторых других крупных городах России стали организовываться санитарные лаборатории.

Однако число санитарно-химических лабораторий, занимавшихся вообще санитарно-химическими и бактериологическими исследованиями, в том числе отчасти и исследованиями пищевых продуктов, росло в России очень медленно, причем, как правило, в штате этих лабораторий имелся лишь один специалист с высшим образованием.

Перед первой мировой войной специально организованной междуведомственной комиссией по пересмотру врачебно-санитарного законодательства совместно с комитетом по борьбе с фальсификацией пищевых продуктов был выработан проект закона «Об обеспечении доброкачественности пищевых и вкусовых продуктов и напитков». Этим проектом закона организация надзора за пищевыми продуктами поручалась местным самоуправлениям, городским и земским общественным управлениям с правительственной субсидией. Непосредственный же надзор проектом закона возлагался на санитарных инспекторов из врачей, фельдшеров и на специальных лиц, окончивших 6 классов средних учебных заведений. Интересно, что в заключении по этому проекту закона специальная московская комиссия из санитарных врачей возражала против названия лиц, на которых возлагался надзор за пищевыми продуктами, санитарными инспекторами на том основании, что для лица, осуществляющего санитарный надзор лишь в определенной области (приготовление и продажа пищевых продуктов и напитков), это название неточно. Комиссия рекомендовала называть этих лиц «торгово-санитарными инспекторами, а лучше торгово-санитарными врачами». Вместе с тем эта комиссия резко возражала против поручения санитарно-пищевого надзора, наряду с врачами, фельдшерам и лицам с незаконченным средним образованием: «…проектом в дело надзора за пищевыми продуктами, в дело серьезное, для большинства местностей новое, дело, по самому существу требующее большого такта и добросовестности, вводится санитарный фельдшеризм, «медицинское полуобразование». Эта московская комиссия указывала, что надзор за доброкачественностью пищевых продуктов может быть эффективным лишь в том случае, если он будет поручен лицам, имеющим солидное общее медицинское образование. По мнению этой комиссии, лицам с химическим и фармацевтическим образованием может поручаться лишь работа в устраиваемых лабораториях для исследования продуктов, однако комиссия признавала, что во главе лаборатории должен стоять врач-специалист.

Существовавший в России до Великой Октябрьской социалистической революции надзор совершенно не мог обеспечить доброкачественности пищевых продуктов, на что, в частности, обращали внимание объединявшие торговую буржуазию биржевые комитеты, которые принимали участие в обсуждении проекта закона об охране доброкачественности пищевых продуктов. Петербургский биржевой комитет прямо указывал на необходимость установления тщательного надзора за приготовлением продуктов в местах их производства, чем достигались бы более действенные результаты, нежели случайное привлечение к ответственности торговцев, что является в огромном большинстве случаев несправедливым, так как главный виновник — производитель — остается безнаказанным. Однако руководящие круги торговой буржуазии исходили при этом не из интересов потребителя, а из эгоистических интересов торговой буржуазии, терпевшей известный ущерб от уменьшения опроса на продукты в связи с продажей фальсифицированных продуктов.