Мероприятия в России в области надзора за пищевыми продуктами в 18 веке

Петр I, наряду с проведением новых реформ во всем народном хозяйстве, издает ряд приказов, касающихся продажи пищевых продуктов,, их качества и культуры питания населения.

Указом Петра I в 1718 г. генерал-полицмейстеру предлагалось следить в городе за порядком, за благоустройством, чтобы были укреплены и берега реки, и уличные стоки, чтобы соблюдалась чистота «улиц, переулков, рынков, рядов и мостов». Особенное внимание предлагалось, уделять торговле пищевыми продуктами: «Тако ж опасно (т. е. тщательно) хранить надлежит в рядах и местах, а наипаче, где столовые харчи продаются, дабы отнюдь нездорового какого съестного харчу не продавали, а паче вредительного чего, но все б держали здоровое, еще ж смотреть и хранить с прилежанием, дабы мера и весы были прямые, також бы и цену не в указную пору таким товарам не возвышала и не подымали»

Указами Петра I предписывалось, чтобы «торгующие съестными припасами носили белый мундир и наблюдали бы во всем чистоту: в мундирах, в запонах и покровах на товаре».

В 1722 г. в Москве Петром I организуется полиция, и вскоре Сенат дает ей для руководства инструкцию, в которой предусматриваются все вопросы о порядке и чистоте в городе и ряд пунктов посвящается вопросу о порядке торговли.

Так как улицы были «утеснены» шалашами, лавками и полками, то предлагалось их сносить и «велеть строить вдався во двор равно с дворовою стеною, а в улицу б не выдавались», а кто противится, — «бить батоги».

«Которые люди торгуют на скамьях и на полках калачами и хлебами, и пирогами, и прочими харчевыми припасы, тем людям велеть кафтаны носить белые полотняные и завеоки белыеж и притом при всем полки и скамьи, на чем оное продают, покрывать покрывалами чистыми холщевыми, и около шалашей иметь чистоту».

Покрывать место торговли разрешалось лишь холстом, а не рогожами. Как всегда, при нарушении правил предлагалось виновного «бить батоги». В местах торговли съестными харчами полиции предлагалось следить, «дабы отнюдь никакого нездорового съестного харчу и мертвечины не продавали и для своих прибытков вонючева свежева мяса, также и свежей вонючей рыбы ничего на съеденье долговременно не держали, а ежели такие залежалые мяса и рыбы у кого найдутся, и оные, взяв от них, бросать собакам или велеть закапывать в землю в особливом месте, где пристойно».

Торговцев, у которых обнаруживалось испорченное мясо и рыба, предлагалось подвергать штрафу в размере за фунт по алтыну, тех, кто заплатить не мог, — «бить батоги». За продажу сырого или маловесного хлеба предлагалось бить батогами или кошками в тех местах, где они торговали (Указ Сената 1725 г.).

Особенно преследовалась продажа мертвечины. Торговец, у кого она обнаруживалась, квалифицировался преступником и ссылался на каторгу за первую вину на 10 лет: «А ежели у кого для продажи совершенно сыщется в продаже в съестных товарах мертвечина и таковых преступников вместо смерти бив кнутом ссылать на каторгу на урочные годы, а именно: за первую вину на десять лет».

В это время в Москве мясные ряды выводятся за земляной город и бойни уже размещаются отдельно от них, причем предлагалось во всем окружении боен соблюдать надлежащую чистоту, за несоблюдение которой устанавливался штраф за первую вину десять рублей, за вторую— двадцать рублей, за третью — сто рублей, за четвертую — «бить кнутом».

В последующие десятилетия XVIII века в России проводится ряд оздоровительных мероприятий, в том числе и ряд постановлений и указаний, касающихся борьбы с эпизоотиями, питания детей в Воспитательном доме, издается ряд медицинских сочинений, в которых даются указания о питании и о пищёвых продуктах, Тиссот Г. «Наставления народу в рассуждении его здоровья», Г. Рихтера «Полная диэтетика» (1790).

В целях привития правил личной гигиены и правил поведения молодежи в обществе в 1745 г. было издано сочинение «Юности честное зеркало» . в котором очень ярким и своеобразным языком излагаются указания о правилах поведения за едой.