Значение работ Павлова для гигиены питания

В восьмидесятые годы XIX века начинаются знаменитые работы И. П. Павлова по изучению процессов пищеварения, сделавшие переворот в физиологии и, в частности, в учении о питании.

Введенный И. П. Павловым в физиологию новый метод изучения пищеварительных процессов при помощи образования изолированного желудочка, при сохранении в нем нервных связей, а также путем выведения протоков пищеварительных желез наружу дал возможность наблюдать в хронических опытах течение пищеварительных процессов в живом, целом организме.

До этого течение отдельных процессов в отдельных участках пищеварительного тракта могло изучаться изолированно от других, вне связи между собой. Такие изолированные процессы не давали представлений о течении их в целом организме, в котором все органы и все биохимические процессы находятся в постоянной и интимной связи между ними. Новые методы, введенные И. П. Павловым в физиологию, дали возможность вскрывать в целом организме связь между отдельными пищеварительными процессами, реакции пищеварительных желез и всего пищеварительного тракта на введение различной по составу пищи.

Работы И. П. Павлова по вопросам пищеварения вскрыли закономерность течения пищеварительных процессов в целом организме. В результате этих исследований были установлены важнейшие факты, что характер пищи, ее состав определяют тип пищеварения. Выяснилось, что разной пище отвечает своя работа пищеварительных желез, а при длительности того или иного пищевого режима вырабатываются определенные и стойкие характеры пищеварительных желез. Для перестройки функций этих желез соответственно иной пище необходимо некоторое время.

Этими работами И. П. Павлов установил важные для физиологов, диетологов и гигиенистов факты, что характер пищи определяет характер пищеварения, что длительное питание определенной пищей вызывает «настройку» на эту пищу всех пищеварительных желез.

Как было выяснено И. П. Павловым и его учениками, количество пищеварительных соков, выделяемых при введении в пищеварительный тракт разной по составу пищи, значительно изменяется. Качество этих соков и, в частности, ферментативная их сила, также зависят от характера пищевого раздражителя.

Ближайший ученик И. П. Павлова по вопросам пищеварения И. П. Разенков, характеризуя работы павловской лаборатории, указывает, что ими «…были вскрыты основные закономерности деятельности пищеварительных органов; вскрыты физиологические механизмы, обеспечивающие и регулирующие их работу; в частности, получила свое раскрытие и утверждение роль нервной системы в работе пищеварительных органов (павловский «нервизм»); установлены типичные кривые сокоотделения на разнообразные пищевые раздражители; изучена переваривающая сила различных пищеварительных соков; изучена моторная, т. е. двигательная, функция желудочно-кишечного тракта и, в частности, открыт феномен голодных сокращений желудка; изучен вопрос о роли механического фактора в пищеварении и ряд других вопросов».

Обобщая значение работ И. П. Павлова, он указывал, что эта работы дали возможность синтетического мышления о пищеварительных процессах: «Величие и значение Павлова состоит еще и в том, что он ввел в физиологию метод синтетического мышления, позволивший ему объединить отдельные стороны деятельности органов пищеварения в единый процесс и таким образом создать стройное учение — науку о функциях всего пищеварительного тракта».

Исследования И. П. Павлова о пищеварении были обобщены а стройное учение о пищеварении и опубликованы в 1897 г. под названием «Лекции о работе главных пищеварительных желез». Они получили широкую известность во всем мире и сделали переворот в науке о пищеварении и о питании человека.

В этих «Лекциях» И. П. Павловым было широко и глубоко развернуто обсуждение вопросов, без решения которых не может быть правильно построено питание населения и которые поэтому представляют огромный интерес для гигиенистов, работающих по вопросам питания населения. В этой работе он обосновал целый ряд важных положений о свойствах пищи, которые она должна иметь, чтобы обеспечить питание здорового человека, и об условиях, в которых она должна потребляться. И. П. Павлов, всегда умевший связывать результаты больших теоретических изысканий с практикой, дал в этой работе практические указания о питании, основанные на многочисленных его экспериментальных исследованиях. Он указывал, что пища должна съедаться «со вниманием и удовольствием». Рассматривая чрезмерное и исключительное увлечение едой проявлением «животности», он считал «высокомерное невнимание к еде» неблагоразумием. «Сложная гигиена интереса к еде» должна, по его мнению, поддерживаться разными методами, в том числе должна обеспечиваться специальной обстановкой при приеме пищи.

В работе И. П. Павловым особенно подчеркивалось значение содержания в пище вкусовых веществ, обоснованное его исследованиями об участии «психики» (по его терминологии тогдашнего периода) в отделении пищеварительных соков.

В тот период развития учения о питании основное внимание, в связи с успехами развития пищевой химии, при оценке пищевых рационов уделялось питательному составу пищи. Все остальные показатели свойств пищи рассматривались второстепенными. И. П. Павлов давал новый важный принцип оценки пищи, а именно оценку пищи по вкусу, с учетом восприятия данных вкусовых особенностей пищи потребителями, для которых она предназначается.

Он писал: «…врач, раз от него исходит приговор о целесообразности питания отдельных лиц или целых групп людей, постоянно должен помнить о психическом отделении, т. е. смотреть и спрашивать, как принимается данная еда, — с удовольствием или без него, а как часто заправляющие делом питания вполне останавливаются на одном только питательном составе пищи, или судят обо всех по собственному вкусу»

На основании своих работ по пищеварению И. П. Павлов пришел и к новым принципам питания детей, указывая на нерасчетливость «с жизненной точки зрения приучать детей только к тонким и однообразным вкусовым ощущениям: это только ограничивало бы в будущем их приспособляемость к жизненным положениям».

Этими указаниями он подчеркивал и необходимость воспитывать у детей еще с ранних лет разнообразные вкусовые ощущения, даваемые разными продуктами, тем самым приучая их к использованию разных продуктов. Своими исследованиями он обосновывал и структуру пищевых рационов, и последовательность в питании отдельных блюд, указывая, что установленные им физиологические факты вполне объясняют «обыденный порядок и очередность приема отдельных блюд: закуска, жидкие блюда, затем основная часть рациона — вторые блюда и наконец— сладкие блюда. Закуски возбуждают выделение аппетитного сока. Жидкие блюда (навары мяса и т. п.) являются химическими возбудителями желудочного сока. Вторые блюда: мясо, рыба, каши, обеспечивают организм основным количеством питательных веществ. Прием сладких блюд в конце обеда также объясняется И. П. Павловым с физиологической точки зрения. Сладкое, по его мнению, завершая обед, употребляемое после полного насыщения предыдущими блюдами, должно доставить удовольствие, начатое еще при приступе к еде.

И. П. Павловым и его учениками были объяснены важные вопросы о значении кратности и регулярности приема пищи. По этому поводу он писал: «Правильным пищевым режимом — соответствующей массой еды и правильной периодичностью в приеме пищи — обеспечивается всегда здоровый сильный аппетит, нормальный пищевой рефлекс, а за ним и нормальное питание. И наоборот. Припомним довольно частый житейский случай. У ребенка весьма легко возбуждается от слова об еде, а тем более от вида пищи, пищевой рефлекс ранее надлежащего срока. Ребенок тянется к еде, просит еду и даже с плачем. И если мать, сентиментальная, но не благоразумная, будет удовлетворять эти его первые и случайные желания, то кончится тем, что ребенок, перехватывая еду урывками, до времени надлежащего кормления собьет свой аппетит,, будет есть главную еду без аппетита, съест в целом меньше, чем следует, а при повторениях такого беспорядка расстроит и свое пищеварение и свое питание. В окончательном результате ослабнет, а то и совсем пропадет аппетит, т. е. стремление к пище, пищевой рефлекс» .

И. П. Павлов вскрыл механизм образования чувства насыщения и чувства голода, закономерности в степени усвоения пищи в зависимости от ее свойств и условий потребления.

После работ над вопросами пищеварения, на основе ряда наблюдений о процессах возбуждения деятельности пищеварительных желез, И. П. Павлов создал учение об условных рефлексах, объясняющих различное отношение животных к пище, изменения раздражимости пищей в разных условиях и при различных формах связи организма с внешней средой. Благодаря созданию стройного учения о механизме образования условных рефлексов И. П. Павловым был установлен важный факт, что любой индиферентный раздражитель различного происхождения, длительно совпадающий с приемом пищи, может стать раздражителем, вызывающим ту же пищевую реакцию.

Условные, приобретенные, рефлексы, в том числе и пищевые рефлексы, имеют сигнальное значение, обусловливая ранние, выгодные для организма реакции, прежде, чем тот или иной фактор окажет на организм свое непосредственное воздействие, прежде, чем, например, пища попадет в пищеварительный тракт. Под влиянием условных пищевых рефлексов работа пищеварительных желез начинается раньше, чем пища попадет в пищеварительный канал, при этом работа пищеварительных желез идет в строгом соответствии со свойствами ожидаемых к поступлению пищевых продуктов. Благодаря этому условные рефлексы, в том числе и пищевые, приобретают особо важное общебиологическое значение, обеспечивая приспособление организмов к условиям их существова- «ия, к изменяющимся условиям внешней среды.

Павловское истинно материалистическое учение о высшей нервной деятельности установило влияние нервной системы на обмен веществ в организме на все сложные и многообразные связи организма с внешней Хдой Благодаря учению И. П. Павлова о высшей нервной деятель X вскрылись детальные причины различных реакции организма на различные свойства пищи. Это учение обеспечило понимание взаимоотношений жишш организма с внешней средой, в частности, с пищей, являюшейся частью внешней среды.

Работы И П Павлова и его учеников в области пищеварения, его учение об условных рефлексах и о высшей нервной деятельности, учение о единстве организма с условиями жизни являются фундаментом для построения гигиены питания на новых принципах павловской физиологии.