Гигиена питания как наука и предмет преподавания, ее содержание и метод

Определение

В своем докладе на объединенной сессии АН СССР и АМН СССР, посвященной проблемам физиологического учения И. П. Павлова, акад. К. М. Быков дал общую характеристику гигиенической науки следующими словами: «Гигиена как наука изучает внешнюю среду, но ее отличие от других наук в том, что внешняя среда рассматривается в гигиене с точки зрения влияния на организм человека и на целые коллективы».

Советская гигиена питания является одним из разделов гигиенической науки в целом и поэтому к ней полностью применима указанная общая характеристика гигиены как науки.

Советская гигиена питания есть наука о рациональном питании населения, о методах и условиях наибольшего приближения питания населения к физиологическому оптимуму, который может быть достигнут в конкретных условиях жизни данного контингента населения. Гигиена питания как наука, а также как практическая деятельность имеет целью, рационализируя питание, способствовать повышению сопротивляемости болезням, увеличению рождаемости, снижению смертности, удлинению продолжительности жизни и поднятию трудоспособности населения. Следовательно, гигиена питания, как и другие отрасли гигиены, имеет своей целью разработку и обеспечение условий для продолжительной и здоровой жизни, жизни особо продуктивной и особо содержательной.

Содержание гигиены питания как науки

Имея своей целью оздоровление питания населения, гигиена питания использует для этого данные всех биологических наук, касающиеся жизненных процессов, связанных с питанием.

Особенно тесно гигиена питания как наука связана с физиологией и биохимией, а также с патологической физиологией, данные которых она сочетает с данными изучения всех условий питания населения, и на этой основе вырабатывает нормы питания населения как в количественном, так и в качественном отношении.

В гигиену питания как науку входят следующие разделы:

  1. Учение о пищевых веществах, входящих в состав пищевых продуктов, об их питательной ценности.
  2. Учение о питательной ценности отдельных продуктов питания, используемых в рационах населения, о методах получения и обработки пищевых продуктов, способствующих сохранению и повышению их питательной ценности.
  3. Учение о нормах и организации рационального питания населения.
  4. Учение о методах работы гигиенистов в области питания населения.

Содержание работы гигиенистов — практических работников в области гигиены питания

В условиях жизни Советского Союза производство продуктов питания планируется государством, а снабжение и основные пути распределения продуктов питания находятся в руках государства, главной заботой которого является обеспечение интересов народа. Таким образом, гигиенисты, практические работники в области питания, являются специалистами, призванными активно участвовать в осуществлении улучшения питания населения. Гигиенистам в социалистическом государстве предоставляются огромные возможности влиять на формы снабжения населения продуктами питания, на рационализацию ассортимента важнейших продуктов питания, на производство высококачественных и ценных в пищевом отношении продуктов. При социалистическом планировании производства продуктов питания врачам обеспечена возможность влиять на структуру пищевых рационов населения. Такое направление деятельности гигиенистов в социалистических условиях предоставляет органам здравоохранения огромные возможности в деле оздоровления пищевых рационов населения.

В содержание работы врачей-гигиенистов должны входить следующие основные вопросы:

1.    Организация снабжения населения доброкачественными в гигиеническом отношении пищевыми продуктами в ассортименте, обеспечивающем рационализацию питания населения и осуществление контроля за этим снабжением и качеством продуктов.

2.    Разработка гигиенических условий получения, обработки и хранения пищевых продуктов и контроль за выполнением этих условий.

3.    Разработка норм питания для отдельных групп населения применительно к условиям их жизни и работы и внедрение этих норм в жизнь.

Врач-гигиенист является не только организатором рационального питания населения, но и лицом, контролирующим выполнение советского законодательства, касающегося качества пищевых продуктов по гигиеническим показателям.

Методы гигиены питания

Гигиена питания призвана разрешать многообразные вопросы, связанные с оздоровлением питания населения, а поэтому она пользуется разнообразными методами для изучения питания, а именно:

  1. Методами физиологическими, применяемыми для изучения обмена веществ в организме и влияния качества и количества пищи на разнообразные функции организма.
  2. Методами химическими, необходимыми для изучения пищевых продуктов и рационов, их состава и свойств, применительно к задачам оздоровления питания отдельных коллективов.
  3. Методами бактериологическими, часто применяемыми для изучения санитарных условий производства пищевых продуктов и для их санитарной оценки.
  4. Методами биологическими, применяемыми для изучения общей биологической ценности продуктов питания путем кормления изучаемыми продуктами экспериментальных животных. Эти же методы широко применяются для выяснения наличия токсических свойств, приобретаемых продуктами при некоторых условиях их обработки и хранения.
  5. Методами клинических наблюдений, которые дают возможность путем наблюдения выяснить отдельные положительные или, наоборот, отрицательные свойства продуктов питания.
  6. Методами статистическими, которые широко применяются при изучении питания отдельных контингентов населения.

Следовательно, перед гигиеной питания, как и перед другими медицинскими дисциплинами, поставлены чрезвычайно разнообразные задачи и для решения этих задач она использует разнообразные методы.

Гигиенист, как научный, так и практический работник в области питания, может удовлетворительно разрешать встающие перед ним вопросы только при условии, если гигиенические рекомендации и выводы он строит на основе всей суммы общих медицинских и специальных гигиенических знаний, используя для решения этих вопросов все необходимые методы, применяемые в биологических и других медицинских дисциплинах.

Правильное решение вопросов, возникающих перед гигиеной питания как в науке, так и в практической деятельности, возможно лишь тогда, когда гигиенист при изучении вопросов любыми методами и при их решении пользуется диалектикой — методом, обеспечивающим истинно материалистическое мышление и истинное познание сущности явлений.

При решении научных и практических вопросов советский гигиенист в области питания всегда должен учитывать непрерывно растущие экономические и технические возможности. При решении вопросов питания населения гигиенист должен стремиться к наилучшим теоретическим решениям и вместе с тем уметь применить их на практике.