Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы летчика

Изменение функций сердечно-сосудистой системы можно уловить с помощью общеклинических методик. Вполне приемлемы также методы, применяемые в практике врачебного контроля при занятиях физкультурой. Среди этих методов в первую очередь следует рекомендовать функциональные пробы (орто- и клиностатическая, с приседаниями, с задержкой дыхания, «лестничная», а также методика определения глазо-сердечного рефлекса по Ашнеру).

Исследование пульса. Поскольку частота пульса — величина весьма лабильная, то для выяснения истинной реакции мы старались исследовать пульс как можно быстрее после экстремального воздействия, например, сразу же после совершения посадки самолета или парашютного прыжка (по возможности в первые же секунды).

При исследовании пульса следует учитывать его ритм и наполнение.

Исследование кровяного давления. Проводится (по методу Короткова) перед вылетом и после полета (по возможности как можно быстрее после посадки самолета).

Электрокардиография. Регистрация биопотенциалов сердца наряду с другими приемами исследования является надежным методом оценки эмоционального состояния. Для изучения предстартового состояния у спортсменов этот метод применялся С. П. Летуновым. Для оценки эмоционального состояния летного состава впервые метод электрокардиографии был применен нами. Электрические потенциалы сердца регистрировались в стандартных и грудных отведениях. Оценка изменений ЭКГ сопоставлялась со сложностью задания, объемом и характером работы каждого члена экипажа в полете.