Методы изучения функционального состояния организма летчика

Мы остановимся здесь лишь на тех методах исследования состояния организма летного состава, которые относятся непосредственно к авиационной психофизиологии, и оставим в стороне такие важные вопросы авиационной медицины, как динамическое медицинское наблюдение, большинство гигиенических методик, ряд общеизвестных методик — клинических, психологических и др. Более подробно описаны методики, которые были нами предложены либо внедрены в практику авиационной медицины.

Исследование состояния летного состава в условиях аэродромов имеет ряд особенностей. Оно должно быть кратким, не должно вызывать отрицательной реакции летчика, не требовать специальных лабораторных условий и громоздкого оборудования.

Наиболее важным показателем функционального состояния летчика является уровень его работоспособности, зависящий прежде всего от взаимоотношений утомления и эмоционального напряжения. Поэтому мы говорим здесь в первую очередь о тех методиках, которые могут дать ответ о наличии и выраженности этих двух состояний и об уровне работоспособности.

Наличие перекрестного влияния на работоспособность и общее функциональное состояние организма утомления и эмоционального возбуждения требует для правильной оценки полученных результатов выбора оптимального момента для проведения исследований. С этой целью нужно учитывать фазность процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Так, состояние возбуждения после выполнения летчиком ответственного и трудного задания может маскировать процесс утомления. Поэтому исследования, проведенные в первые минуты (до 30—40 мин) после посадки самолета, могут говорить об уровне эмоциональных реакций, а исследования, проведенные в фазу торможения (через 45 мин и более), могут служить показателями утомления.

По мере угасания центрального возбуждения все отчетливее выступают симптомы утомления (усиление охранительного торможения, снижение лабильности центральной нервной системы). Важно при этом не ограничиваться однократным исследованием, а по возможности проследить динамику восстановления работоспособности в период последействия. Как известно, продолжительность последействия может служить показателем глубины функциональных изменений в организме. При анализе результатов исследований любой методикой необходимо сравнение послеполетных данных не только с предполетными, но для исключения погрешностей в исследованиях, зависящих от предполетного (предстартового) возбуждения, также и с так называемыми фоновыми данными, полученными в те же часы, но в нелетные дни, что гарантирует от ошибок, связанных с колебаниями функционального состояния, зависящими от суточного ритма физиологических функций.