Специфические особенности асимметрии сенсомоторных функций в близнецовой выборке

Начнем изложение экспериментально выявленных особенностей зрительного восприятия МЗ и ДЗ близнецов с анализа данных, полученных с помощью фузионной методики. При изучении центрального зрения, проведенном с помощью этой методики, было обнаружено, что для всей близнецовой выборки в целом характерна правосторонняя асимметрия: зрительно-моторная локализация фузионного образа двух фиксационных точек справа имела место в 56% случаев у МЗ и в 67% случаев у ДЗ близнецов. Это свидетельствует о том, что у близнецов преобладает правосторонняя асимметрия, которая характерна и для нормы. Вместе с тем с помощью той же фузионной методики обнаружено, что в периферическом зрении выборка близнецов имеет существенные отличия от нормы. Оказалось, что близнецы существенно чаще, чем одиночнорожденные, имеют нарушения в репродуктивной функции восприятия. Стимуляция височных зон аналогично тому, как это было у взрослых заикающихся, имеющих нетипичную латерализацию функций, часто вызывала у близнецов возникновение не фантомных образов, смещенных в контралатеральном направлении, а перцептивных, видимых не смещенными. Иначе говоря, у близнецов имела место замена фантомных образов перцептивными, что обусловливается недостаточностью репродуктивной функции восприятия. И при этом для них, так же как для страдающих заиканием, оказалась характерной правосторонняя асимметрия в проявлении этой недостаточности.

Из собранных данных видно, что в норме (у одиночнорожденных правшей) количество репродуктивных (фантомных) образов, возникающих при стимуляции височных зон левого и правого глаза, мало различается (85 и 70% случаев соответственно), тогда как у близнецов оно существенно различно. Количество фантомных образов при стимуляции правого глаза близнецов в 2 раза меньше, чем при стимуляции левого (32 и 63% случаев). Перцептивных образов, наоборот, больше формируется правым глазом, чем левым.

Однако такое значительное преимущество в формировании перцептивных образов вместо фантомных имеет место у близнецов только при стимуляции височной зоны правого глаза. Стимуляция височной зоны левого глаза приводит к продуцированию в основном фантомных образов (63%). Эти данные близки к тем, которые получены при обследовании другой атипичной, с точки зрения латерализации функций, выборки — страдающих заиканием.

По нашим экспериментальным данным можно предположить, что близнецы по сравнению с заикающимися, видимо, имеют другую модель атипичной билатеральной организации зрительных функций в образовании фузионного образа. Дефект в продуцировании фантомных образов у близнецов нередко сочетается с дефектом формирования перцептивных образов, что нетипично для заикающихся.

У близнецов височная зона правого глаза и носовая левого (одна из пар корреспондирующих зон) как бы меняются функциями: посредством височной зоны вместо фантомных выдаются перцептивные образы (68%), а через носовую зону вместо перцептивных — фантомные (32%). Причем, так же как у заикающихся с нетипичной латерализацией речевых функций, аномальной оказалась именно та пара корреспондирующих зон, которая имеет проекцию в правое полушарие: носовая левая — через контралатеральные связи и височная правая — через ипсилатеральные.

Данные показывают, что соотношение общего количества случаев нормального и аномального функционирования корреспондирующих зон, проецирующихся в левое полушарие, у близнецов и одиночнорожденных составляет А и Vs часть соответственно, тогда как для проекции в правое полушарие оно существенно различно — у близнецов аномальные случаи составляют половину, а у одиночнорожденных только А часть случаев (t—3,33). Это свидетельствует о том, что в функции второй пары корреспондирующих зон, имеющей проекцию в левое полушарие (носовая правая зона и височная левая), у близнецов, как правило, не имеется отклонений от нормы.

Далее, опыты, проведенные по второй зрительной методике (диоптической) для изучения восприятия семантической информации в условиях гаплоскопического зрения (сюжетной картинки), т. е. в условиях конкуренции монокулярных систем, также выявили определенные особенности восприятия в данной близнецовой выборке. Подобно ранее обследованной выборке одиночнорожденных, выборка близнецов по результатам диоптической методики была разделена на 4 группы: две — с функциональным преобладанием активности одного из глаз («правоглазые» и «левоглазые») и две — с отсутствием ведущего глаза («симметричные» и «адекватные»). При общегрупповой оценке восприятия семантической информации у близнецов, как и у одиночнорожденных испытуемых, анализировались данные только первых трех групп, условно названных нами «правоглазые», «левоглазые» и «симметричные».

Группа близнецов, отличавшаяся преобладанием активности правого глаза, была наименее представительной: в нее вошло только 11 человек (18,1%). Группы близнецов с преобладанием активности левого глаза и «симметричных» оказались достаточно представительными — 21 и 28 человек соответственно, что составляет 35,1 и 46,8% случаев.

Сопоставление распределения количества случаев асимметрии и симметрии внутри групп близнецов и одиночнорожденных выявило определенные различия, главное из которых состоит в том, что для близнецов характерно преобладание симметрии и левосторонней асимметрии (46,8 и 35,1% соответственно).

В то же время норму, напротив, отличает ярко выраженная правосторонняя асимметрия (52,2%), а симметрия и левосторонняя асимметрия встречаются реже (в 26,0 и 21,8% случаев).

Таким образом, в восприятии семантической информации наиболее характерным для близнецовой выборки оказалось преобладание симметрии и левосторонней асимметрии.

Такая же картина выявилась и при анализе признаков симметрии и асимметрии в моторике (вопросник для выявления ведущей руки М. Аннет, тесты на определение ведущей руки — «замок» и «поза Наполеона»).

Здесь проявление левосторонней асимметрии и амбидекстрии имело место у половины выборки близнецов, в то время как, по известным литературным данным, основанным на обследовании больших популяций населения, леворукость и амбидекстрия встречаются в 8—12% случаев.

Аналогичные данные были получены при изучении зрительно-моторных координации в бификсации объекта в пространстве и при определении ведущего глаза и ведущей руки пробой «дырочка в карте». Было установлено, что и в этих пробах, где имеет место взаимосвязь сенсорных и моторных функций, выборка близнецов отличалась от нормы преобладанием симметрии и левосторонней асимметрией (57,1% случаев у близнецов и 37,4% случаев у нормальной праворукой выборки испытуемых) .

Таким образом, оценивая результаты экспериментов по раздельному изучению асимметрии сенсорных и моторных функций, можно сказать, что близнецовая выборка в целом характеризуется значительной выраженностью симметрии и левосторонней асимметрии. По распределению количества случаев правосторонней и левосторонней асимметрии, а также симметрии эта выборка отличается от выборки одиночнорожденных, принятых за норму, и приближается к выборке заикающихся, имеющих нетипичную латерализацию речевых функций.