Симптоматология детских неврозов

Одним из основных проявлений детских неврозов являются нарушения сна, что объясняется слабостью у детей внутреннего торможения. Сон становится беспокойным, с частыми пробуждениями, затрудненным засыпанием и нередко возбуждением перед наступлением сна, причем дети то шалят, то капризничают, то беспричинно плачут. Иногда сон прерывается приступами страха — так называемый pavor nocturnus (ночной страх).

Встречается он у детей 3—5 лет. Страх возникает в первую половину ночи, проявляется бурно, ребенок вскакивает с криком, мечется, глаза широко открыты, зрачки расширены, тело покрыто холодным потом. Ребенок не узнает окружающих. Придя в себя, он боится оставаться один или засыпает, не приходя в сознание, и утром не помнит, что с ним было. Ночные страхи вызываются кошмарными сновидениями. Содержание последних заимствуется из страшных сказок и рассказов взрослых, иногда из личных переживаний ребенка (запугивания, суровых наказаний) и т. д.

Тося, 5 лет, проведя всю войну в Ленинграде, страдала в течение последующих 2 лет ночными страхами, во время которых вскакивала, бежала к двери, стучала в нее руками и ногами, кричала. Утром о происшедшем не помнила. Из анамнеза известно, что неоднократно во время бомбежек в связи с отсутствием матери, занятой на работе, оставалась одна в запертой комнате.

В связи со слабостью у детей внутреннего торможения у них возникают и другие формы патологического страха, особенно часто фобии. Частой формой детских фобий является страх темноты и одиночества, иногда они бывают единственным выражением детских неврозов. Содержание фобий может заимствоваться из впечатлений ребенка. При запугивании ребенка каким-либо предметом, при неправильно применяемых воспитательных мероприятиях развивается болезненный страх именно этого предмета, иногда проходящий затем через всю жизнь человека, сохраняясь даже во взрослом состоянии.

Так, мальчика Сашу, 3 лег, пугали «мокрицами», которые «возьмут его», если он не будет спокойно спать. В результате запугивания у ребенка развилась не только боязнь мокриц, а и всех насекомых, в связи с чем он отказывался выходить в сад и на улицу. С годами страх не уменьшался а, наоборот, иррадиировал на других животных — лягушек, рыб, змей и ящериц.

Нередко при состояниях страха и фобиях у детей развивается двигательный защитный ритуал, в виде простых движений прикосновения к вещам, постукивания, притоптывания.

Другой формой двигательных нарушений у детей являются тикозные подергивания. Патофизиологический механизм их состоит в закреплении движений, вызванных то неудобной одеждой, то другими неприятными ощущениями.

Частым симптомом невроза у детей является раздражительная слабость в виде аффективной неустойчивости и склонности к слезам, иногда резкости и грубости поведения. Любая мелочь раздражает ребенка — не так одели, не в той чашке подали чай, не сразу нашли желаемую игрушку, при этом ребенок плачет, но получая требуемое, отталкивает его, хочет чего-либо другого и продолжает плакать (ультрапарадоксальная фаза.)

Среди вегетативных нарушений при неврозах у детей преобладают симптомы со стороны пищеварительной системы.

Часто встречается понижение аппетита: дети или отказываются принимать пищу, или слишком быстро насыщаются. Нередко развиваются запоры или, в возбуждающей детей и волнующей их обстановке, появляются поносы, как следствие иррадиации возбуждения. У детей, больных истерией, может иметь место рвота, развившаяся по механизму условного рефлекса на какие-либо неприятные раздражители.

Сердечно-сосудистые и дыхательные нарушения при неврозах детей встречаются реже, чем пищеварительные.