Причины детских неврозов — ProfMedik Медицинский Портал

Причины детских неврозов

Причиной возникновения неврозов в детском возрасте, как и в зрелом периоде жизни, является перенапряжение основных нервных процессов. Но в зависимости от физиологических возрастных особенностей раздражители, вызывающие перенапряжение нервной системы, оказываются различными не только в зрелом и детском возрастах, но и в разные поры детства.

В наиболее раннем, младенческом, периоде жизни для перенапряжения слабых нервных процессов, особенно тормозного, может оказаться достаточным нарушение требований гигиенического режима, соответствующего возрасту ребенка. Неврастеническое состояние может быть вызвано несоблюдением режима сна ребенка, как в отношении количества часов, проводимых во сне, так и в отношении времени перехода ко сну.

Ребенок, спокойный в первые месяцы своей жизни, когда родители в своем бытовом укладе считаются с его интересами, становится беспокойным, часто кричит и плачет, плохо спит, когда начинают нарушать правильный режим сна ребенка посещением вместе с ним знакомых, кино и театра.

Перенапряжение тормозного процесса у маленького ребенка создается также длительным ожиданием приемов пищи, нарушением часов кормления, причем после такого перенапряжения иногда наблюдается отказ от пищи, а в дальнейшем ослабление аппетита. У детей более старшего младенческого возраста перенапряжение тормозного процесса и невротическое состояние может развиться при изменении бытовых условий, если избалованные постоянным присутствием и вниманием матери дети оказываются вынужденными ее подолгу и часто ожидать.

Перенапряжение нервных процессов у детей более старшего возраста вызывается ошибками воспитания, то излишней суровостью или запугиванием, что создает патологическую тормозимость ребенка, то баловством, которое препятствует тренировке и укреплению тормозного процесса. Особенно вредно неровное отношение к ребенку родителей, переходы от раздражения к ласке или повышенная забота и любовь одного из родителей, при суровости и холодности другого. Эта форма неправильного отношения к ребенку особенно часто встречается в семьях нервнобольных людей и алкоголиков.

Такое же патогенное воздействие оказывает неодинаковое отношение родителей к детям, захваливание и предпочтение одного ребенка в ущерб другому.

Перенапряжение нервной системы ребенка вызывают плохие отношения между родителями, ссоры, иногда драки, тем более болезненные для детей, что понять происходящее и разобраться, кто прав, они не могут.

Естественно, что наиболее патогенное значение имеет распад семьи, ее расслоение, уход одного из родителей и появление в семье чужого человека.

Так, родители Аллы разошлись, когда ей было 9 лет, причем отец сразу же женился на другой женщине, а мать вышла замуж. Все жили вместе, отношение к девочке со стороны всех было хорошее. Несмотря на это через год Алла заболела истерическим неврозом. Она стала эмоционально неуравновешенной, часто под влиянием даже незначительных раздражителей у нее появлялся судорожный плач, сон прерывался кошмарными сновидениями. Основным симптомом был навязчивый страх, что родители ее покинут. Появился защитный ритуал: сначала девочка отказывалась есть хлеб по утрам, а даваемые ей завтраки прятала за рояль «на всякий случай»; в дальнейшем у нее развилась навязчивая потребность прятать не только еду, но самые разнообразные предметы.

При индивидуальном воспитании вне детского коллектива единственного в семье ребенка нередко имеет место баловство и захваливание его. При этом у ребенка образуется патологический стереотип в виде эгоизма, эгоцентризма и повышенного самолюбия. При перемене жизненных условий, например, при поступлении в школу ребенок с неправильным стереотипом и неразвитым процессом торможения не может приспособиться к новым требованиям жизни и реагирует на них развитием невроза.

Причиной перенапряжения нервных процессов в школьные годы может быть также нездоровое соревнование, стремление к получению не знаний, а только хороших отметок, вызывающее ряд обид и неприятных эмоциональных состояний. Иногда патогенное значение приобретают усиленные занятия, превосходящие силы ребенка.

В период полового созревания невроз развивается под влиянием новых физиологических потребностей, действия на нервную систему половых гормонов и необходимости в связи с новыми потребностями выработать новое отношение к окружающим.

При онтогенетической слабости нервных процессов ребенка болезнетворное значение приобретают нарушения гигиены воспитания. Преобладание раздражительного процесса над торможением еще более увеличивается при употреблении в пищу ребенка возбуждающих средств — кофе, шоколада, острых блюд, горчицы, пряностей и других приправ. Особенно вредно употребление алкоголя, парализующего тормозной процесс.

Из доказанного в настоящее время важного значения кислорода для нормальной деятельности нервных клеток вытекает понимание патогенной роли отсутствия свежего воздуха и плохих гигиенических условий жизни.