Влияние интеллектуальных нагрузок на сердечную деятельность

Анализ материалов, полученных нами при непрерывной регистрации сердечной деятельности, показал, что интеллектуальные нагрузки вызывают значительно более выраженные ее изменения, чем электроболевое воздействие.

Во второй серии исследования, проведенной нами совместно с Н. А. Подрезовой и Т. М. Синицыной, в качестве тестов применялись только интеллектуальные нагрузки без каких-либо болевых воздействий.

В этой серии были обследованы 9 молодых практически здоровых мужчин до гипокинезии и в различные сроки гипокинезии, продолжавшейся 49 сут. Все материалы, излагаемые в дальнейшем в этой главе, касаются только этой серии исследования.

По ходу исследования с применением интеллектуальных проб выяснилось различное отношение к выполнению тестов. Одни лица выполняли задания с большим интересом и ответственностью, другие, наоборот, без интереса. Эти особенности можно было определить и по правильности решения задач, и по вегетативным проявлениям реакций на интеллектуальную нагрузку, и по субъективным отчетам обследованных лиц.

У лиц, которые относились к выполнению проб индифферентно, отмечались низкие показатели правильности выполнения тестов и слабо выраженные показатели эмоционального возбуждения. Отметим еще раз, что обследуемые в этой серии за все время ни разу не подвергались угрозе каких-либо неприятных воздействий в случае плохого выполнения заданий и не получали никакого материального вознаграждения в случае отличного выполнения их.

У 5 человек, профессиональная деятельность которых ранее была связана с систематической умственной работой, на всем протяжении 49-суточной гипокинезии сохранилось ответственное отношение к выполнению проб. Все они имели хорошие показатели решения задач и четкие вегетативные проявления эмоционального возбуждения при интеллектуальных нагрузках.

Изменения сердечной деятельности, возникавшие при интеллектуальных нагрузках, наряду с определенным сходством имели существенные индивидуальные особенности. В связи с этим в качестве характерных примеров остановимся на трех конкретных наблюдениях. Их результаты очень кратко представлены в табл. 6, 7, 8. В них указаны оценки правильности выполнения тестов (суммарно по всем трем пробам) и наиболее резко выраженные изменения сердечной деятельности (частота сокращений сердца — ЧСС) и артериального давления (АД), зарегистрированные по ходу каждого исследования.

Обследуемый А-в, молодой мужчина с высоким интеллектом и хорошими математическими способностями, легко решает «в уме» все предлагаемые ему арифметические задачи на умножение двузначных чисел с неизменно отличной оценкой.

Решение задач безошибочно как в исходном периоде, так и в различные сроки гипокинезии. Тем не менее уже перед началом исследования наблюдается небольшое учащение сокращений сердца (на 38-е сутки гипокинезии с 74 до 81 удара в минуту). Во время решения задач учащение сокращений сердца выражено более значительно (до 95 ударов в минуту). Во время решения задач артериальное давление повышается умеренно — до 155/90 мм рт. ст. В ранние сроки гипокинезии после решения задач артериальное давление быстро нормализуется. На 39-е сутки гипокинезии умеренное повышение артериального давления после интеллектуальной нагрузки сохраняется до конца дня.

У лиц, которые решали интеллектуальные задачи с большой ответственностью, но менее легко, сердечная деятельность изменялась резче. Так, у обследуемого Б-ва на 8-е и особенно 22-е сутки гипокинезии оценки правильности выполнения проб значительно снижаются. Учащение сокращений сердца при интеллектуальных нагрузках выражено значительно (с 48—54 до 130 ударов в минуту). При решении задач возникает синусовая аритмия, положительные зубцы Т становятся двухфазными или слабоотрицательными; На 49-е сутки гипокинезии после выполнения интеллектуальных проб умеренное повышение артериального давления сохраняется до конца дня.

У обследуемого М-на изменения сердечной деятельности выражены еще более резко, несмотря на хорошие показатели выполнения тестов.

До гипокинезии артериальное давление 115/85 мм рт. ст. Ритм сердца 76 ударов в минуту. Во время выполнения тестов, требующих интеллектуального напряжения, систолическое давление повышается (со 115 до 160 мм рт. ст.). Сокращения сердца учащаются до 115—122 ударов в минуту. Возрастает амплитуда зубцов Т. Они превышают зубцы R.

На 22-е сутки гипокинезии выполнение тестов вызывает повышение систолического артериального давления со 120 до 160 мм рт. ст., учащение сердечных сокращений с 74 до 145 ударов в минуту, появление желудочковых экстрасистол, зубцы Т возрастают, превышая зубцы R.

На 43-и сутки гипокинезии выполнение тестов вызывает повышение систолического давления со 120 до 180 мм рт. ст., учащение сокращений сердца с 72—85 до 135—145 ударов в минуту, появление большого количества желудочковых экстрасистол в период ожидания задания, решение задачи сопровождается дальнейшим учащением сокращений сердца.

В исходном периоде, а также на 8-е и 22-е сутки гипокинезии артериальное давление, повысившись во время исследованные с интеллектуальными нагрузками и отражающие эмоциональное напряжение, становятся более выраженными. Рассматривая вопрос о вариабельности изменений сердечной деятельности, которые возникают у различных лиц во время умственной работы, следует иметь в виду, что в этих условиях эмоциональное напряжение и его вегетативные проявления зависят от нескольких факторов, в том числе:

1) от значения данной работы и заинтересованности человека в результатах ее выполнения, от характера этой заинтересованности (любопытство, желание продемонстрировать способности, стремление преодолеть трудности, увлеченность как при участии в интересной игре, сознание возможности утратить престиж и т. д.);

2) от трудности решения интеллектуальных задач и дефицита времени;

3) от реактивности человека, его характерологических особенностей, предшествующего опыта, ранее выработанного динамического стереотипа, исходного состояния нервной и сердечно-сосудистой систем непосредственно перед началом решения интеллектуальных задач.

Вместе с тем выявляется одна общая особенность. Она заключается в том, что снижение двигательной активности человека является основным условием, при котором интеллектуальное напряжение начинает вызывать существенные нарушения сердечной деятельности.

Изменения, возникающие при умственной работе в условиях нормальной двигательной активности человека, после окончания нагрузки быстро нормализуются. Изменения сердечной деятельности и сосудистого тонуса, возникшие под влиянием интеллектуального напряжения, в условиях гипокинезии и дефицита времени вызывают гораздо более резкие изменения сердечной деятельности и сохраняются значительно более стойко. Таким образом, решение задач, требующих интеллектуального напряжения, в ряде случаев является сильным эмоциогенным воздействием, оказывающим выраженное влияние на систему кровообращения. Эмоции, связанные с умственной деятельностью, в значительной степени обусловлены ее социальным значением и характерны только для человека. Мы полагаем, что выраженные изменения сердечной деятельности при этих эмоциях определяются функциональной организацией целостной эмоциональной реакции и адаптационным значением ее вегетативных компонентов. Последнее связано не только с целесообразностью обеспечить повышенный кровоток в сосудах головного мозга (для этого, вероятно, было бы достаточно регионарных изменений кровообращения), но и с изменениями тонуса всего организма. Однако эти изменения не могут рассматриваться лишь как проявление генерализованного возбуждения, так как для различных видов и периодов интеллектуальной деятельности, мобилизации внимания и т. д. характерны определенные особенности изменений состояния сердечно-сосудистой системы.

Таким образом в жизни современного человека интеллектуальная деятельность приобрела значение мощного эмоциогенного фактора.