Изменения сердечной деятельности при эмоциях, вызванных напряжением и переключением внимания

В данном разделе исследования использован известный метод «отыскивания чисел» на черно-красных таблицах.

С целью исследования внимания используется табло, имеющее форму квадрата, разделенного на 49 клеток, в которых беспорядочно расположены 24 красных и 25 черных чисел. Исследуемый отыскивает числа и прикасается к ним указкой в строгой последовательности, чередуя черные и красные числа, первые в возрастающей, а вторые в нисходящей последовательности. Он прикасается указкой к 1-му черному, 24-му красному, 2-му черному, 23-му красному числу и т. д. На выполнение задания отводится ограниченное время. Далее та же проба выполняется в условиях звуковых помех (испытуемый через наушники слышит числа, произносимые в иной последовательности).

Ф. Д. Горбов и В. И. Лебедев считают, что при выполнении данной пробы происходит не только переключение внимания с красных чисел на черные и обратно, но и «раздвоение деятельности» в связи с двумя разнонаправленными, но близкими по смыслу действиями, связанными с построением черного и красного ряда чисел. Авторы описывают отдельные примеры, когда при неудовлетворительном выполнении пробы наблюдались гипергидроз, покраснение лица, учащение пульса с 64 до 100 ударов в минуту.

Метод за последние годы подвергался значительным модификациям. В настоящее время применяется электронное устройство, следящее за правильностью и отмечающее время выполнения пробы.

В модификации, предложенной В. Г. Пикусом, введен новый вариант выполнения пробы. При этом в случае ошибки обследуемый подвергается удару электрическим током, который пропускается через обмотку, вмонтированную в рукоятку указки (процедура автоматизирована). Ошибками являются любые отклонения от соблюдения условий выполнения задания, а также прикосновения указкой к границам клеток, внутри которых расположены числа. Исследование в целом предусматривает выполнение четырех заданий.

Первое задание — отыскание чисел в указанной последовательности и прикосновение к ним указкой. На выполнение задания отводится не более 5 мин. Время, потребовавшееся на отыскание каждого числа, регистрируется с помощью электронной аппаратуры. В случае, если обследуемый не укладывается в отведенное время или совершает ошибку, ему предоставляются еще две попытки. После первого правильного решения задания или трех неудачных попыток обследуемый переходит ко второму заданию.

Второе задание аналогично первому с той лишь разницей, что через наушники, подключенные к магнитофону, человек слышит числа, сбивающие его.

Третье и четвертое задания аналогичны первому и второму с той разницей, что в случае ошибки обследуемый подвергается удару электрическим током. Электрический ток поступает от конденсатора. Удар является абсолютно безвредным для здоровья, но вместе с тем чувствительным. Он имитирует прикосновение к обнаженному проводу электросети напряжением 220 В. В работах В. Г. Пикуса и В. А. Таранниковой вышеизложенная методика применялась главным образом при обследовании внимания и эмоциональной реактивности водителей автотранспорта, в том числе шоферов автобусов, совершающих дальние междугородные рейсы.

Согласно данным авторов, при выполнении тестов в ряде случаев возникают резкие вегетативные сдвиги, в том числе повышается температура тела на 0,2—0,4°С, возникает тремор конечностей, гипергидроз, учащаются сокращения сердца до 100—140 ударов в минуту, повышается артериальное давление.

Методика представляет интерес, так как она дает возможность оценить внимание и выявить людей, имеющих повышенную эмоциональную реактивность. Эмоциональное возбуждение водителей автотранспорта при выполнении тестов, по-видимому, может быть связано не только с угрозой подвергнуться воздействию электротоком, но и с возможностью в случае выявления нарушений внимания оказаться отстраненным от высокооплачиваемых рейсов.

Анализируя причины эмоционального напряжения при выполнении пробы, с нашей точки зрения, следует иметь в виду, по меньшей мере три обстоятельства:

  1. трудность выполнения пробы в условиях дефицита времени;
  2. некоторый страх в связи с возможностью подвергнуться воздействию электротоком;
  3. тревога в связи с возможностью получить плохую оценку.

Изложенные в дальнейшем исследования были проведены сотрудниками нашей лаборатории Н. А. Подрезовой и Т. М. Синицыной совместно с В. Г. Пикусом и В. А. Таранниковой.

Применялись все варианты проб с нашими дополнениями. Они заключались в том, что в конце исследования предлагалось выполнить задание при более значительном дефиците времени. Например, если обследуемый правильно выполнял задание за 2’/г мин, то ему предлагалось выполнить то же задание за 2 мин. Кроме того, в самом конце исследования изучали влияние на человека воздействием электрическим током. Электрокардиограмму (в отведении по Нэбу) регистрировали непрерывно как при выполнении каждой пробы, так и в интервалах между ними.

С помощью указанных тестов стремились выяснить:

1) изменения показателей внимания в различные сроки восстановительного периода после окончания гипокинезии;

2) изменения сердечной деятельности, отражавшие эмоциональное возбуждение, при выполнении проб.

Были обследованы 18 мужчин, в том числе 6 человек после 30-суточной антиортостатической гипокинезии. В качестве контрольных данных были использованы результаты выполнения тестов 12 здоровыми мужчинами, находившимися в условиях нормальной двигательной активности.

Обследуемые контрольной группы, находившиеся в условиях нормальной двигательной активности, выполняли задания в пределах времени от 1 мин 56 с до 2 мин 55 с.

Несколько случаев разберем детально. У обследуемого М-на на 8-й день после окончания гипокинезии, как видно из табл. 9, показатели внимания были очень низкими: выполнил одну пробу после 11 неудачных попыток. По ходу исследования в интервалах между выполнением тестов ритм сердца постепенно учащается с 80 до 100— 120 ударов в минуту. Это отражает нарастание эмоционального напряжения. Сердечные изменения при выполнении тестов в начале исследования выражены слабо (учащение с 80 до 85 ударов в минуту), в конце исследования выражены резко (со 100 до 150 ударов в минуту).

Второе исследование проведено на 12-й день после окончания гипокинезии. Как видно из табл. 9, внимание удовлетворительное. Перед выполнением проб ритм сердца учащен с 65 до 96 в минуту, а во время выполнения проб —до 145—150 ударов в минуту.

При выполнении пробы в условиях дополнительного дефицита времени ритм сокращений сердца достигает 173 ударов в минуту. При этом изменение зубцов электрокардиограммы отражает резкое возрастание симлато-адренергических влияний на сердце. Они проявляются в виде тахикардии и возрастания зубцов Т. Это подтверждается увеличением в 1 ‘/г раза концентрации норадреналина в моче после выполнения заданий. В коротких интервалах между выполнением заданий «с отыскиванием чисел» резко выражена синусовая аритмия. Она свидетельствует о возбуждении сердечных центров блуждающих нервов.

У обследуемого Т-ва на 6-й день после окончания гипокинезии показатели внимания низкие. Наблюдается учащение сердечного ритма в интервалах между выполнением заданий с 66 до 85 ударов в минуту. Учащение сокращений сердца при выполнении проб в начале обследования на 4—8 ударов в минуту, в конце обследования — на 20 ударов в минуту.

При втором обследовании, на 10-й день после окончания гипокинезии, показатели внимания, как видно из табл. 9, удовлетворительные. В начале обследования ритм сердца 95 ударов в минуту.

Судя по сердечному ритму, эмоциональное напряжение снижается к концу обследования. При этом ритм сердца замедляется с 95 до 73 ударов в минуту. При выполнении заданий в условиях дополнительного дефицита времени сокращения сердца учащаются на 20 ударов в минуту. При выполнении тех же проб в отсутствие дефицита времени изменения сердечного ритма выражены незначительно. Они проявляются в виде небольшого замедления на 8 ударов в минуту в начале выполнения пробы и учащения до 100 ударов в минуту в конце выполнения пробы.

При дополнительном обследовании на 15-й день восстановительного периода показатели внимания хорошие. Эмоциональное возбуждение перед началом исследования выражено очень слабо. Во время выполнения теста учащение сокращений сердца всего лишь с 74 до 77 ударов в минуту. Мы предполагаем, что столь незначительная, судя по сердечному компоненту, эмоциональная реакция связана с положительной оценкой предыдущего обследования, а также с отсутствием страха перед угрозой воздействия электрическим током.

Об этом же свидетельствуют результаты следующей пробы. При падающем отсчете от 15 до 0 обследуемому предлагается дотронуться указкой до табло. Это вызывает удар электрическим током. Обследуемый дважды повторяет эту пробу. Она не вызывала учащений сокращений сердца. Наоборот, по мере приближения к моменту воздействия током частота сокращений сердца снижалась при первой пробе с 70 до 60 ударов в минуту, при второй пробе — с 64 до 54 ударов в минуту. Характерно, что у данного лица проба не вызвала повышения содержания кортикостероидов в крови и норадреналина в моче. Таким образом, эмоциональное напряжение было выражено лишь на определенном этапе исследования. Отметим, что данный обследуемый, инженер по профессии, выполнявший пробы на переключение внимания без резких изменений сердечной деятельности и без существенных сдвигов гормонального обмена, при выполнении качественно других тестов, предусматривающих решение арифметических задач, обнаруживал более выраженные эмоциональные реакции. Об этом свидетельствовало учащение сокращений сердца на 20 ударов в минуту, возрастание концентрации норадреналина в моче в 2 раза и концентрации кортизола в крови в 1,5—2 раза.

В целом изменения сердечной деятельности, отражавшие эмоциональное напряжение, соответствовали трудности выполнения проб и зависели от характерологических особенностей человека.

Мы допускаем, что эмоциональное возбуждение на различных этапах исследования неоднотипно в качественном отношении. В частности, при повторных обследованиях оно отчасти могло быть связано с неудовлетворенностью или удовлетворенностью результатами предыдущего обследования, а также с состоянием, которое можно характеризовать как рабочее напряжение.

Особенно резкие вегетативные реакции возникали при выполнении тестов в условиях дополнительного дефицита времени. При этом в ряде случаев сокращения сердца учащались до 150—170 ударов в минуту. Показатели электрокардиограммы приобретали особенности, характерные для резкого возбуждения симпато-адреналовой системы (вольтаж зубцов Т превышал вольтаж зубцов R). Характерно, что сразу после выполнения задания появилась выраженная синусовая аритмия, при которой продолжительность сердечных циклов колебалась в 2 раза и более. Это свидетельствует о возбуждении сердечных центров блуждающих нервов и выявляется на электрокардиограмме вслед за периодом наиболее высокого напряжения, для которого характерно преобладание симпатических влияний на сердечную деятельность.

В целом изменения сердечной деятельности при выполнении использованных в данной серии проб были связаны преимущественно с эмоциональными реакциями, обусловленными трудностью заданий и дефицитом времени.