Изменения сердечной деятельности при эмоциях, вызванных интеллектуальным напряжением

Интеллектуальная деятельность самым тесным образом связана с эмоциями, которые зависят от заинтересованности человека в данной работе, трудности ее выполнения, результативности и многих других факторов.

Оказывая влияние на общий тонус организма, его работоспособность, память, воображение, интуицию, эмоциональные факторы играют весьма существенную роль в умственной работе, особенно когда она имеет поисковый или творческий характер.

Влияние эмоций па интеллектуальную деятельность в различных ситуациях неодинаково. Оно определяется такими условиями, как реактивность организма, характер работы, качественные особенности эмоций.

В зависимости от сочетания перечисленных условий сильное эмоциональное возбуждение в одних случаях облегчает исследовательский поиск или решение творческих задач, в других может вызвать аффективную дезорганизацию умственной деятельности.

Еще Ribo обратил внимание на то, что умственная работа сопровождается эмоциональным возбуждением, выраженность которого подвержена очень большим индивидуальным колебаниям. В частности, у ученых интеллектуальная деятельность может вызывать сильнейшие эмоции. Автор подчеркивает «безграничное влияние» эмоций на творчество и отмечает, что «по своей важности эмоциональный фактор не уступает никому другому: он есть фермент, без которого невозможно никакое творчество» Ribo рассматривает общую форму творчества: «Аффективный элемент относится здесь к началу, к возникновению творческого процесса, потому что всякое творчество предполагает потребность, желание, стремление, неудовлетворенный импульс, часто самую трудность вынашивания идеи. Кроме того, аффективный элемент часто бывает сопутствующим, т. е. под формой удовольствия или неудовольствия, надежды, отчаяния, гнева и т. п. он сопровождает все фазисы или перипетии творчества»

Роль эмоций в исследовательской деятельности подчеркивает Selye, отмечая их значение в возникновении крупных научных открытий. Интересные примеры о влиянии эмоций на работоспособность приводятся в содержательном обзоре В. Т. Бахура.

Психологические исследования О. К. Тихомирова свидетельствуют о том, что эмоциональные процессы регулируют поисковую деятельность человека и предвосхищают близость решения задач. Таким образом, эмоции рассматриваются как одно из существенных условий, повышающих продуктивность интеллектуальной деятельности человека. Эмоции, связанные с интеллектуальным напряжением, отражаются на сердечной деятельности. Это определяется функциональной организацией целостной реакции.

Современные данные о неравнозначном участии правого и левого полушарий в механизмах абстрактного и образного мышления, в формировании аффективно-поведенческих реакций человека ставят новые вопросы о структурно-функциональной организации эмоций. Вместе с тем бесспорно, что в сложных, динамичных схемах центральной организации эмоциональных реакций к числу «жестких» звеньев относится гипоталамический уровень. Гипоталамус осуществляет интеграцию поведенческих и вегетативных процессов, обеспечивает регуляцию вегетативных функций.

Участие гипоталамуса в качестве обязательного звена в организации эмоциональных реакций обеспечивает непременное вовлечение вегетативных компонентов в аффективные процессы. Именно на этом базируется одно из основных отличий эмоционально-мыслительной деятельности.

Таким образом, вовлечение сомато-висцеральных систем в эмоциональные реакции определяется самой структурно-функциональной организацией процесса.

Одновременно отметим, что и «холодная» рассудочная деятельность осуществляется с участием вегетативных компонентов, поскольку последние являются проявлением адаптационных процессов, сопровождающих практически любой вид рабочей деятельности. Однако в этих условиях вегетативные компоненты должны быть выражены более соразмеренно реальным требованиям физиологического обеспечения функций. Кроме того, важно, что на каждый новый раздражитель организм реагирует как на сигнал, который может оказаться значимым и, следовательно, эмоциогенным.

Таким образом, если интеллектуальная деятельность вызывает эмоции, то они должны отражаться на состоянии сердечно-сосудистой системы. В литературе имеются соответствующие примеры. Один из них приводится в книге Л. Я. Ситермана. У знаменитого ученого Легранже перебои сердца возникали только во время математических исследований. Более того, такой, казалось бы, простой тест, как решение арифметических задач «в уме», успешно используется в последние годы для выявления начальных форм гипертонической болезни.

Рассматривая эмоции, вызванные интеллектуальной деятельностью, важно учитывать, что одни и те же задачи могут быть решены различными путями не только в зависимости от их новизны и трудности, но и от характерологических особенностей человека, имеющихся у него навыков, заинтересованности и в оригинальном решении или в решении по уже разработанным программам.

При этом большое значение принадлежит предшествующему опыту, в том числе повторяемости эмоциональных реакций, образованию динамического стереотипа.

Мы вкладываем в понятие «динамический стереотип» широкое содержание. Динамический стереотип — это определенная последовательность процессов возбуждения и торможения, цикличность периодов повышения эмоционально-интеллектуальной активности, приуроченность их к повторяющимся в определенном порядке сочетаниям внешних раздражителей, тонизирующих организм и создающих рабочее настроение. В конечном счете потребность определенного распорядка дня, определенной обстановки, в ряде случаев непонятные для окружающих привычки ученого — все это проявления динамического стереотипа, влияющего на эмоциональное состояние человека и обеспечивающего определенный тонус, важный для продуктивной интеллектуальной деятельности. Систематическая повторяемость интеллектуальных нагрузок, вызывающих эмоциональное возбуждение, в связи с возникновением условнорефлекторных связей должна оказывать прямое влияние на формирование динамического стереотипа.

Можно предположить, что в результате образования динамического стереотипа у лиц, систематически занимающихся умственной работой, особенно содержащей элементы поиска, различные этапы интеллектуальной деятельности окажутся прочно связанными с определенными уровнями эмоционального возбуждения. В этих случаях интеллектуальные нагрузки могут вызывать эмоциональные реакции на основе выработавшихся условнорефлекторных связей уже в «предстартовом периоде».

Объективная оценка эмоционального возбуждения при интеллектуальных нагрузках связана со значительными трудностями.

В данном разделе исследования мы стремились изучить влияние интеллектуальных нагрузок на сердечную деятельность и определить выраженность эмоциональных реакций по ее показателям.

Эмоции, вызванные интеллектуальным напряжением, были исследованы нами у мужчин, находившихся сначала в условиях нормальной двигательной активности, а затем в условиях антиортостатической гипокинезии. В качестве воздействий, вызывавших интеллектуальное напряжение, были использованы пробы, хорошо известные в литературе. Они заключаются в решении арифметических задач и составлении осмысленных предложений из слов, начинающихся с определенной буквы.

Эти пробы успешно применяла RicterHeinrich для выявления предрасположенности к гипертензивным состояниям.

По ходу каждого исследования испытуемые решали в уме две арифметические задачи, заключавшиеся в перемножении двузначных чисел. Третья задача сводилась к составлению осмысленного предложения из 5 слов, начинающихся на определенные буквы. Исследование проводилось в строгом порядке. Оно включало решение трех задач и состояло из 9 периодов: первый — спокойное состояние (2 мин); второй — предупреждение о предстоящем решении задачи и пауза (2 мин); третий — экспозиция в течение 15 секунд записанной на листке бумаги задачи и ее решение в уме (всего 2 мин).

Таким образом, условия предусматривали лимит времени, а по сути его дефицит. Далее следовала вторая арифметическая и третья «лингвистическая» задача. Правильность решения задач условно оценивали по пятибалльной шкале.

Для того чтобы выяснить влияние интеллектуальных нагрузок на сердечно-сосудистую систему и возможно полно оценить вегетативные изменения непрерывно, в течение всего исследования, регистрировали электрокардиограмму и кожно-гальванический рефлекс. Артериальное давление измеряли утром в день исследования, дважды перед началом исследования, через каждую минуту при проведении исследования и, кроме того, поздно вечером того же дня.

Было проведено несколько серий исследований. В первой серии 6 обследованных человек в случае неправильного решения задачи подвергались электроболевому воздействию. Исследования этой серии, проведенные нашими сотрудниками Н. А. Подрезовой, Т. М. Синицыной и Н. К. Сараджевым, показали, что применение комбинированных воздействий вызывает эмоциональный стресс. Об этом свидетельствовали не только изменения сердечной деятельности и артериального давления, но и изменения концентрации гормонов в крови. После выполнения трех тестов концентрация 11-оксикортикостероидов в крови возрастала в среднем в 2 раза.